Тюменские рестораторы ждут второй волны кризиса
Ресторанный рынок Тюмени с января просел на 30 процентов. Пережив кризисные полгода, рестораторы считают убытки, все чаще замечают вывески «аренда» и «продается» на соседних кафе, и не ожидают от следующих шести месяцев ничего хорошего.
«Смотрите, что происходит в России: стоимость евро выше 65 рублей, доллара - выше 58, нефть ниже 55 рублей. Все это говорит о том, что господин Герман Греф (глава Сбербанка РФ – прим. авт.) был прав, и к сентябрю-октябрю мы снова увидим ситуацию, которая наблюдалась в конце 2014 года. Мы получим евро по 70 рублей, доллар - по 60, и снова цены рванут вверх. Будет новый виток кризиса. Так что сейчас все пытаются «фиксироваться» и съеживаться перед очередной волной», - рассказал РБК Тюмень директор бара «Северный флот» Владимир Курашов.
Другой ресторанный эксперт Алексей Кондрахин также утверждает, что сегодня рынок зависит больше не от внутренних факторов, а от глобальных процессов, политической ситуации, роста доллара и евро. «Если говорить о падении в первом полугодии, то оно достаточно существенное и достигает 30%. Правда, по отдельным категориям общепита рынок пытается выбраться из сложившейся ситуации, подстроиться под новые условия», - уточнил он.
Так, к примеру, многие заведения уменьшают рабочие смены. «Ранее кафе предлагали посетителям различные завтраки. Сейчас владельцы заведений отказываются от этого, а кухня начинает работать с обеда. И это становится распространенным явлением. В Тюмени такие факты еще редкость, но в больших городах Урала - давно норма. Все идет к тому, что и тюменские кафе проведут такую оптимизацию», - считает эксперт.
Еще один тренд озвучил Владимир Курашов: тюменские рестораны в массе своей не закрываются насовсем, а продаются, и на их месте открываются новые. «Происходит замещение. Одно заведение уходит, и на его место приходит другое. При этом кафе и рестораны открывают граждане, которые к этому бизнесу не имеют никакого отношения. Пока хватает непрофессионалов, чтобы такое замещение было (у людей есть деньги, сейчас цена входа на рынок серьезно снизилась). Но получить прибыль в сегодняшних реалиях им будет очень сложно. Как только рынок начнет «прихрамывать», непрофессионалов с него просто смоет», - считает эксперт.
Также директор бара «Северный флот» отмечает еще одну тревожную тенденцию: в Москве с «дикой скоростью «нагибаются» импортеры и дистрибьюторы». «Две конторы, которые входили в десятку крупнейших импортеров, просто закрылись. Мы с ними сотрудничали многие годы. Сейчас они распродают остатки продукции и закрываются. То есть сложная ситуация в ресторанном бизнесе складывается и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Эти города для них были основными партнерами, и, тем не менее, ситуация такова. Сейчас, по видимому, «схлопывается» еще одна крупная компания-импортер: она все продает по каким-то смешным ценам – это не просто так», - рассказал он.
При этом сотрудничество с новыми партнерами неизбежно приведет к увеличению стоимости продуктов. «В сентябре входящая цена на всё вырастет на 15%. Из них, условно, 10% я переложу на потребителя. И что он мне скажет? Он «проголосует ногами», - сетует Курашов.
Эксперты добавляют, что в ресторанном бизнесе сегодня нет денег на развитие. Эта тенденция не только тюменского рынка, но и всей страны. «Если нет инвестора и возможности привлечь деньги, то бизнес-планы отложены в долгий ящик, до лучших времен. Ресторанный рынок живет сегодняшним днем. Даже есть те, кто побаивается начала делового сезона, который стартует в сентябре. Ситуация до конца не ясна, граждане продолжают экономить. Многие клиенты сменили ресторанный сегмент: раньше ходили в кафе одного ценового уровня, теперь выбрали более дешевый вариант. А 10% вообще отказались от еды вне дома», - рассказал Алексей Кондрахин.
Именно поэтому такие компании как McDonald’s и KFC, по его мнению, сегодня собирают «все сливки». «Ресторанный рынок как воронка – вверху самые дорогие заведения, внизу – самые дешевые. Потребители спускаются по воронке вниз и оказываются в сегменте фастфуда. Так что у этих заведений сегодня дела идут как нельзя лучше», - пояснил Кондрахин.
А ресторатор Марк Шпильский отмечает, что многие заведения намеренно меняют формат. «Например, в прошлом году открылся ресторан «Мафиози», от площади которого сегодня осталось лишь половина. Вторую часть помещения владельцы сети переформатировали под пиццерию. Кафе PIZZA MIA у здания правительства области скоро откроется как «Столовая №1», - уточнил он.
Положительных тенденций на рынке ресторатор пока также не видит. «Рынок не растет, более того он продолжает сокращаться, конечно, не так катастрофически, как это было в начале года. Компании оптимизируются, увольняют сотрудников и вкладываются в рекламу. Тем, кто много лет на рынке и у кого есть постоянные клиенты, проще, но это не отменяет того, что средний чек «просел» в среднем от 10 до 40%», - отмечает Марк Шпильский.
Некоторые заведения не выдерживают: есть случаи закрытия кафе. Так, на днях в Тюмени закрылось кафе «Самотлор», последнюю вечеринку провел клуб GRUNGE, а гастрономическому бару «Авиатор» осталось жить максимум три месяца. Как рассказал РБК Тюмень источник, знакомый с ситуацией, там остались работать всего несколько поваров. «Ситуация сложная. Могут уйти с рынка уже в августе», - уточнил собеседник агентства.
Делать прогнозы на второе полугодие ресторанные эксперты не спешат. Г-н Кондрахин осторожно говорит о плавном росте рынка во всех сегментах на 5-10%, но сразу же оговаривается, что это возможно только при спокойной ситуации в экономике России.
Коммерческий директор холдинга iRest Group Павел Аржиловский о ситуации на ресторанном рынке Тюмени говорит со сдержанным оптимизмом. «Сегодня мы больше концентрируемся не на подсчетах процентов падения и снижении среднего чека, а на развитии. Работа летних веранд, новое меню и новые шеф-повара в заведениях - все это, по нашему мнению, должно привлечь посетителей, как постоянных, так и новых», - заявил он.
Рестораторы ждут инвестиций, момента появления на рынке денег – у них уже есть готовые бизнес-планы, которые можно реализовывать хоть сейчас. «Рынок ждет прорыва. Вопрос - когда он случится? Через год или два? Такого затяжного кризиса современная история общественного питания не помнит. Кризисный 2008 год был острым, намного глубже, но он по хронологии был быстрым. Упали – оклемались - пошли дальше. Здесь же совершенно другая ситуация: мы дна кризиса не видим, оттолкнутся не от чего», - говорит Алексей Кондрахин.
По мнению Марка Шпильского, до конца года в бизнесе ничего не изменится, в случае если «в стране все будет хорошо». «Если начнется война, доллар и евро рванут, то ситуация осложнится. Уже сейчас все занимаются выживанием, при изменении ситуации все будет только хуже», - сказал он.