Mozi J — РБК Тюмень: санкции на алмазы приведут к всплеску «синтетики»
Тюменец Дмитрий Кузнецов после окончания школы переехал в Санкт-Петербург, чтобы получить профессию ювелира. В северной столице он создал собственный бренд Mozi Jewelry, клиентами которого уже успели стать такие звезды, как Тимати, Элджей, Obladaet, Джиган, OG Buda, Slava Marlow и другие российские и зарубежные селебрити.
В 2022 году предприниматель вышел на международный рынок, открыв магазин в Дубае в ТРЦ Mall of the Emirates совместно с ресторатором Александром Орловым и владельцем рессейл-стора Nikita Efremov Никитой Ефремовым. Весной 2023 года у ювелирной компании появились офис-бутик и производство в Алматы.
РБК Тюмень встретился с бизнесменом в преддверии открытия первого российского офиса Mozi Jewelry в Санкт-Петербурге, чтобы поговорить о начале его пути, проблемах в ювелирной отрасли и запуске магазинов в ОАЭ и Казахстане.
— Как оцениваете ювелирный рынок Тюмени?
— Здесь есть устоявшиеся игроки, например, «Лазурит». Прекрасные ребята, существуют уже лет 30. Также с 90-х годов остались представители, которые не производят сами, но сотрудничают с ювелирами, закупают и продают изделия. Кроме того, в городе несколько невероятно крутых мастеров. Один из них был первым человеком в России, кто купил спецстанок для резки изделий и принтер. Тогда такие аппараты только начали появляться, это было лет 10-15 назад.
— Была ли идея открыть магазин в Тюмени?
— Мы думали запустить небольшую магазин-студию, но это сложно. У нас все классно с точки зрения доставки, мы всегда делали ставку на онлайн. Вообще, ювелирные украшения для продажи в интернете — сложный продукт. Мы очень много времени потратили, чтобы получалось хорошо продавать в онлайне. Основные каналы продаж — наши соцсети и сайт.
— Почему начали открывать магазины в Дубае, в Астане. И только теперь открываетесь в Санкт-Петербурге?
— У нас затянулась стройка. Потом период неопределенности у аудитории, связанный с событиями 2022 года. В связи с этим мы приняли решение сконцентрироваться на открытых компаниях в Дубае и Казахстане и построить там магазины.
В Петербурге офис работал все это время. Мы принимали клиентов, выдавали заказы, рассказывали о ювелирке и пополняли свою библиотеку. Уже в начале этого года, исправив все внутренние нюансы по операционной деятельности, мы всё-таки решили, что пора открыть наш основной офис-бутик, потому что странно, когда штаб-квартира работает в полузакрытом формате. Хочется, чтобы к нам приходили люди. Планировали открыться в июле, но не успевали доделать некоторые дизайнерские работы.
— Год назад вы открыли магазин в Дубае, каких результатов удалось достичь за это время?
— За этот период мы не делали там никаких больших интеграций со своей стороны, не создавали страницы в социальных сетях, чтобы понять, какой объем изделий мы можем продавать без рекламы. Хотели узнать, насколько наш продукт будет интересен там.
Сейчас, зная сегмент, на который обращают больше внимания, и понимая, как себя вести с клиентами внутри международного рынка, мы уже можем создавать необходимый для нас маркетинг, запускать сайт и другие внутренние операционные процессы. Также в этом году мы налаживали производство в Дубае. Удалось выпустить большое количество изделий с индивидуальным дизайном. На сегодняшний день у нас есть производство в России, Казахстане, Турции, Дубае и в ближайшее время появится в Таиланде.
— Сколько стоит открыть ювелирный магазин?
— Открытие хорошего ювелирного магазина с запасом изделий в любой стране будет стоить от 30 до 50 миллионов рублей.
— Какие сложности в работе случались в последнее время?
— Мы уже 5 лет работаем официально и, несмотря на мой опыт, я буквально с июня и до этого момента отдавал изделия клиентам сам, потому что мой технолог неправильно меня понял и один из заказов был упущен. Мы выявили ошибку и начали догонять заказ. Пришлось договариваться с клиентом, делать скидку и идти на уступки. Эта ситуация в очередной раз показала, что контроль над командой, постоянное обучение, фиксация проблемных точек и ведение дел по чек-листу в будущем поможет избавиться от подобных историй.
— Ювелирное дело популярно в России?
— Это очень маленькая промышленность, которая с каждым годом становится все меньше и меньше. Есть дефицит толковых мастеров. Всем молодым сотрудникам, которые сейчас выходят из колледжей и университетов, необходимо дополнительное обучение от 3 до 12 месяцев, а это, соответственно, огромное количество финансовых средств. Любая кафедра, выпускающая специалистов, будь то ювелиры, 3D-мастера или инженеры-технологи, не может им дать набор знаний и опыта в тех программах и на тех инструментах, с которыми сейчас работает ювелирная отрасль.
— Какие тренды намечаются в ювелирной промышленности?
— Последние события, связанные с санкциями на российские алмазы, могут привести к огромному всплеску синтетических (искусственно выращенных и ненатуральных — прим. ред.) бриллиантов, которые уже набирают популярность. Российские алмазы занимают 30-40% от всего рынка, если их убрать, никто из производителей не сможет заместить такое количество. Это приведет к росту цен на алмазы и бриллианты в целом. Сейчас синтетика занимает 10%, если будет больше — станет хуже, потому что ювелиры начнут переходить от одного к другому.
— Ситуация в мире сказывалась на рабочем процессе?
— В любом случае все влияет: и рост курсов, и увеличение цен на золото. Здорово, что сейчас начали работать с Китаем, это помогает замещать некоторые производственные моменты и расходные материалы. Что-то начали закупать у нас, а что-то стали сами производить.
— Какие изделия, сделанные в этом году, можешь выделить?
— Отмечу классный проект для баскетбольной и футбольной медиалиг, мы сделали им чемпионские перстни. Кроме этого, к концу года мы выпустим семь моделей кастомизированных часов. Также появятся детские ювелирные украшения.
— Кроме украшений в этом году вы еще запустили свой бренд одежды, как появился интерес к вещам?
— Не мог купить для себя одежду. Также хотелось через вещи показать особенности ювелирки. Эта идея появилась больше года назад. Осенью 2022 года мы сделали все лекала, потом шили модели и к апрелю уже была готова первая партия. На данный момент, создано четыре коллекции, две из них уже вышло, в третьей линейке будет 200 бомберов, а четвертая станет коллаборацией с рэпером Mayot.
Сколько денег было вложено в создание бренда одежды?
— Изначально мы отшили очень много футболок около 500-600 штук, со всей разработкой вышло где-то в районе 2-3 миллионов рублей.
— Подведем итоги года, какие впечатления остались от 2023?
— Он был еще сложнее, чем предыдущий. Любой год для предпринимателя, который решает навести порядок внутри своей компании и наладить операционные процессы, будет очень сложным и потребует полного погружения в работу. В этом году было очень много увольнений.
— Удалось восстановить штат?
— Оказалось, что не нужно большого количества сотрудников. Когда погрузился в процесс на сто процентов и увидел все проблемные точки, понял, как их решать, сделал вывод, что с небольшим составом можно работать даже лучше. В этом помогла оптимизация некоторых отделов компании.
— Сколько сотрудников сейчас работает в компании?
— Если вся компания, то 100 человек вместе с Казахстаном и Дубаем. Кроме этого, есть производство на аутсорсинге, которое создает определенные изделия, если мы не можем сделать их сами.
— Какой проект сейчас в работе?
— Сейчас мы проводим тестовый период системы, которой занимались больше полугода. Несколько дней назад мы запустили сайт в Казахстане, уже есть первые продажи, списания и ошибки, которые мы фиксируем. До конца года дотестируем систему, если все будет классно и выдержим новогоднюю нагрузку, то нашей задачей станет — продать определенное количество изделий для того, чтобы накопить денег и открыть следующий бутик в Москве, потому что жители столицы нас ждут.