Эксперты назвали, с какой бытовой техникой тюменцы останутся в 2023 году
На протяжение 2022 и начала 2023 года тюменцы наблюдали, как из продажи исчезают известные бренды бытовой техники и электроники, на фоне дефицита стоимость товаров несколько раз поднималась, этому способствовали скачки курса валюты весной в прошлом и нынешнем году.
Эксперты рассказали РБК Тюмень, с чем столкнулся рынок бытовой электроники в этот период и с чем тюменцы останутся в 2023 году.
Отечественные ритейлеры создали свои бренды электроники
Технический директор отечественной компании BQ Тимофей Мелихов рассказал, что в 2022 году российский рынок электроники и бытовой техники показал себя как один из наиболее стабильных сегментов, но сообщил о падении розничных продаж в денежном выражении.
«На место ушедших зарубежных производителей в сегмент бытовой техники и электроники заходят отечественные бренды, имеющие контрактное производство в Китае или Узбекистане, китайские бренды и турецкие. Занять эту нишу стремятся и сами ритейлеры, начинающие выпускать бытовую технику под собственными марками (СТМ)», – говорит Тимофей Мелихов.
Например, директор дивизиона «Мобайл» в группе компаний TFN Георгий Титов отметил, что у дистрибьютора «Новая Линия» – бренд BQ, у «Мерлион» – DIGMA, у ДНС – DEXP, у РБТ – Leran, «ТЕХНОПАРК» – BORK, а у самой TFN – бренд SLS.
«С уходом «устоявшихся» брендов, открываются новые рынки и возвращаются бренды, у которых ранее старт бизнеса в РФ не задался», – говорит Титов.
Так, например, доцент департамента экономической теории Юрий Швец приводит исследование компании GfK, согласно которому за 11 месяцев 2021 года продажи бытовой техники и электроники под собственными торговыми марками (СТМ) ритейлеров составили почти 60,3 млрд руб., что на 42% больше, чем годом ранее.
По его мнению, после ухода в 2022 году из России многих зарубежных брендов в сегментах бытовой техники и потребительской электроники рынок начали захватывать новые китайские и российские бренды. Среди китайских брендов он выделяет Huawei, Chuwi, Itel и другие. Среди российских производителей – Bork, Redmond, Scarlett и др. Доля китайских брендов на российском рынке бытовой техники и электроники составляет около 30%, а доля российских – до 6%.
Ожидается ли дефицит электроники на российском рынке?
По данным BusinesStat, которые приводит Юрий Швец, рынок бытовой электроники в России в 2022-2023 гг. сокращается из-за сжатия платежеспособного спроса на фоне резкого роста цен, вызванного санкциями, уходом зарубежных брендов и логистической блокадой.
«В 2024-2026 годах рынок будет восстанавливаться, но так и не достигнет докризисного уровня 2021 года», – говорит эксперт.
Тем не менее в BQ считают, что параллельный импорт позволяет ввозить привычные бренды, хоть и не в таких количествах, как раньше. А на сниженном спросе магазинам хватает представленных на рынке товаров для обеспечения потребностей покупателей, и ниша «бытовой техники и электроники» пустовать точно не будет.
При этом Георгий Титов уверен, тюменцы будут вынуждены плавно переходить на товары СТМ крупных игроков в РФ, а также будут возрождаться отечественные бренды, которые были позабыты – Stinol, «Атлант», «Бирюса», Elenberg и другие.
«На качестве уход основных игроков не сказался, так как многие из брендов, которые ранее были в тени своих «больших братьев», теперь могут показать себя во всей красе. Они и ранее предлагали сопоставимое качество с А-брендами по более низкой цене, теперь могут доказать это на деле», – уверен эксперт.
Будут ли расти цены?
В начале апреля крупная бытовая техника в России подорожала на 8-10% на фоне ослабления рубля, так, например, за сутки в Тюмени подорожали кондиционеры на несколько процентов.
Заметим, что позже Тюменьстат отчитался о том, что в течение трех месяцев 2023 года цены на телерадиотовары упали на 7,9%. Многие ритейлеры ощутимо повысили цены, отказавшись от различного рода акций. Подобная ситуация наблюдалась и в марте 2022 года, но тогда она была вызвана небывалым ажиотажем и резким скачком курса доллара.
Сейчас же, по словам технического директора компании BQ Тимофея Мелихова, цены все также зависят от стабильности курса рубля к различным валютам и спроса.
«Со своей стороны как производитель бытовой техники мы наблюдаем тенденцию к тому, что цены на электронику и некоторые категории бытовой техники будут расти на фоне сложных логистических цепочек и удорожания производства в связи с нестабильностью мирового банковского сектора», – говорит эксперт.
По прогнозу ARG, которым с РБК Тюмень поделился Юрий Швец, средняя цена производителей в 2023 году на холодильники и морозильники вырастет на 8%, на стиральные машины – на 7%, на электрические печи – на 6%, на газовые печи – на 5%. Средняя потребительская цена на стиральную машину-автомат увеличится на 9%, а на микроволновую печь – на 10%. В 2024-2026 гг. цены будут расти медленнее за счет увеличения конкуренции и спроса.