В Тюмени вырос спрос на экспедиторов, водителей самосвала и такси
Водители стали одними из самых востребованных специалистов на тюменском рынке труда. Дефицит работников испытывают как предприятия, оказывающие услуги общественного транспорта, так и строительные, логистические, торговые компании. О ситуации в сфере транспорта, ее проблемах и перспективах решения РБК Тюмень рассказал Артём Егоренков, директор категории «Такси, транспорт, логистика» «Авито Работы».
— Водители входят в категорию самых дефицитных профессий в России. Артем, как обстоит ситуация в Тюменской области и в Тюмени в 2024 году? Сколько открыто вакансий, отличается ли ситуация от прошлогодней и в целом от общероссийской?
— Тенденции рынка труда в транспортной отрасли Тюменской области схожи с общероссийскими: водители входят в число наиболее востребованного массового персонала и количество вакансий для них стабильно увеличивается. Предложения для водителей занимают на «Авито Работе» около 8% от всех объявлений о найме. На платформе в Тюменской области сейчас опубликовано 4000 вакансий для водителей, из них 2500 — в Тюмени.
По итогам первого квартала 2024 года в Тюменской области наиболее заметный годовой прирост по сравнению с таким же периодом прошлого года показали вакансии водителя погрузчика и водителя грузовика. Количество объявлений о найме для них увеличилось год к году в 3,3 и 2,9 раза соответственно.
— А водители какого транспорта пользуются наибольшим спросом и почему? Как обстоит ситуация в сфере общественного транспорта, включая такси?
— По количеству размещенных на платформе вакансий в Тюменской области можно выделить следующий топ-5 востребованных специалистов: водитель-экспедитор, водитель самосвала, водитель такси, водитель грузовика и водитель погрузчика. Повышенный спрос на экспедиторов, водителей погрузчиков и грузовиков обусловлен развитием и появлением новых транспортно-логистических компаний, перестройкой грузопотоков, разработкой новых маршрутов автомобильных перевозок, сокращением сроков поставок. В этих специалистах заинтересованы также промышленность и АПК. Водители самосвалов требуются в первую очередь строительным и добывающим предприятиям, которые расширяют свою деятельность и масштабы производства или возведения объектов.
Рынок такси в регионах развивается активно. При этом в мегаполисах службы такси уже довольно широко представлены и кадровый голод в этой сфере ниже. Так, доля вакансий для таксистов в Санкт-Петербурге в апреле 2024 года составила 0,7% от всех предложений, в Москве — 0,3%. А в Тюмени этот показатель по итогам апреля оказался выше — 2%.
— Какие зарплаты предлагают водителям? Как они изменились за год? Назовите топ самых высокооплачиваемых специальностей.
— Размер зарплаты — один из основных критериев, на который обращают внимание люди при поиске работы. И для привлечения кадров, особенно на наиболее востребованные позиции, работодатели поднимают зарплатные предложения для новых сотрудников. В частности, в Тюменской области по итогам первого квартала предлагаемая оплата труда по всей транспортно-логистической отрасли выросла на 11%, в вакансиях для водителей экскаватора — на 26%, для водителей погрузчика — на 18%, для водителей самосвала — на 16% год к году. Из актуальных на сегодня высокооплачиваемых предложений можно отметить вакансию для водителя категории СЕ со стажем не менее трех лет, которого приглашают для перевозки сборных грузов по России, в том числе для экспресс-доставки. Ему обещают платить 240 тыс. руб. в месяц. 230-270 тыс. руб. — такая оплата указана в вакансии водителя транспортной компании, обслуживающей нефтегазовую отрасль. От кандидата требуется водительский стаж 3-5 лет. Водителю-экспедитору на междугородних перевозках готовы платить 200-250 тыс. руб. в месяц плюс премии за экономичный расход топлива.
— На какого соискателя рассчитывает работодатель транспортной отрасли — возраст, компетенции, график?
— В условиях нехватки кандидатов работодатели предлагают трудоустройство не только опытным, но и начинающим водителям. Например, в Тобольске соискатель, лишь недавно получивший права категории Е, может претендовать на место водителя-дальнобойщика в транспортной компании. Ему организуют оплачиваемую стажировку под руководством опытного наставника. Одна из крупных торговых сетей в Тюмени готова переобучить водителя категории С на категорию Е за счет компании.
В вакансиях предъявляются различные требования к компетенциям кандидатов. Так, для водителей различной спецтехники (бульдозеры, тракторы, подъемные краны и т. д.) важно профильное образование, для дальнобойщиков и экспедиторов — наличие карты тахографа с блоком СКЗИ, для водителей автобусов категории Д необходим стаж безаварийной работы.
По наблюдениям «Авито Работы», современные соискатели особенно ценят гибкий удобный график и возможности частичной занятости. В ответ на этот запрос и для привлечения кадров компании предлагают неполный рабочий день. В частности, на таких условиях может работать водитель служебного автобуса в Упоровском районе: он будет возить на работу сотрудников предприятия с 7:30 до 9:00 и обратно с 16:00 до 17:00. Водитель с личным автомобилем из Тюмени может подрабатывать по 4-5 часов на развозе персонала заведений общепита после 22:00.
— Меняются ли предложения о найме от работодателей на такие вакансии с точки зрения условий труда, требований к кандидату, оплаты? Какие бонусы предлагают работодатели?
— Помимо обучения, повышения квалификации или гибкого графика, о которых мы уже говорили, работодатели готовы оформлять водителям страховые полисы, обеспечивать мобильной связью и спецодеждой, компенсировать расходы на питание, проезд или ГСМ, предоставлять жилье для иногородних сотрудников, выплачивать премии за трудоустроенных знакомых, предлагать абонементы на спорт, корпоративные скидки и другие бонусы.
— Если говорить не только о водителях, а в целом о сфере транспорта и логистики, как обстоит ситуация в отрасли?
— В сфере «Транспорт, логистика» по итогам первого квартала 2024 года в Тюменской области стало в 1,7 раза больше вакансий по сравнению с таким же периодом прошлого года. В Тюмени было опубликовано в 1,5 раза больше предложений, а по всей России спрос отраслевых работодателей увеличился год к году в 1,9 раза. И подобная динамика наблюдается практически во всех регионах страны: транспортно-логистическая сфера уверенно входит в топ-5 отраслей с наибольшим спросом на сотрудников.
Нехватка кадров на отраслевом рынке труда наблюдается далеко не первый год. На ситуации сказываются как особенности демографии — спад рождаемости 90-х годов и уменьшение числа россиян трудоспособного возраста, так и перестройка транспортно-логистических маршрутов, стремительное развитие электронной коммерции, растущая популярность доставок и другие процессы.
— Каков прогноз ситуации в отрасли до конца 2024 г. и на ближайшие 2-3 года?
— В ближайшей перспективе сокращения дефицита кадров ожидать не приходится. Рынок труда будет оставаться, главным образом, рынком соискателей, где им доступен большой выбор вакансий с учетом желаний, возможностей и предлагаемых преимуществ. И бизнесу нужно адаптироваться к этой ситуации, менять подходы, повышать эффективность, расширять границы найма, предлагать новые форматы занятости, использовать современные технологии найма.
Мы рекомендуем работодателям не только планомерно повышать уровень зарплаты, но и улучшать условия работы, предлагать льготы и бонусы, а также комфортные условия для кандидатов, запускать специализированные программы и кампании, чтобы привлечь потенциальных сотрудников.