Лента новостей
Все новости Тюмень
Братья Кокорины лично извинились перед потерпевшими в драке в Москве 23:14, Общество Работа, отношения, фигура: как перестать испытывать боль 23:00, Спецпроект РБК PINK Министр транспорта назвал поручение Путина стимулом быстрее строить ЦКАД 22:38, Общество CNN сообщил о расчленении тела саудовского журналиста после убийства 22:33, Политика Появилось видео с места крушения украинского Су-27 22:26, Общество 4 типа команд и как с ними работать: инструкция для руководителя 22:14, РБК и Volkswagen СМИ узнали о $200 млн пожертвований россиян на Афон за 13 лет 22:11, Общество В Москве водитель внедорожника сбил трех человек на переходе 21:56, Общество В Перми возбудили дело после замены на арт-объекте слова «счастье» 21:53, Общество В Чехии нескольких россиян арестовали за совершение кибератаки на МИД 21:47, Политика Минкультуры предложило упростить блокировку сайтов с пиратским контентом 21:37, Технологии и медиа Молодежная сборная России не попала на ЧЕ-2019 по футболу 21:33, Спорт Путин прогулялся с президентом Египта по набережной Сочи 21:32, Политика США ответили на данные о гибели американца при крушении Су-27 на Украине 21:27, Политика США ввели санкции против 20 иранских компаний и банков 21:25, Политика В РПЦ не исключили примирения с Константинопольским патриархатом 21:17, Политика Президент Армении принял отставку Пашиняна 21:08, Политика Чем определяется ценность мяса и его стоимость 21:04, РБК и Мираторг Власти призвали уволить главврача психбольницы в Магнитогорске 21:01, Общество Лавров пригрозил выходом России из Совета Европы 20:48, Политика Астронавт аварийного «Союза» Хейг поблагодарил космонавта Овчинина 20:38, Общество РПЦ разрешила посещать Афон в качестве туристов 20:27, Общество «Аэрофлот» прекратил продажу льготных билетов в Крым и на Дальний Восток 20:09, Общество Медведев и Волож прокатились на беспилотном автомобиле «Яндекса» 20:01, Технологии и медиа Тест: в команду какой хоккейной лиги вас выберут играть 19:59, РБК и Mastercard В Швейцарии арестовали счета Курченко на сумму $2 млн 19:33, Общество Матвиенко станет наставником в конкурсе «Лидеры России» 19:29, Политика Суд арестовал бывшего арбитражного управляющего «Трансаэро» 19:22, Общество
«Я не вижу рисков для стабильного водоснабжения Тюмени»
Тюмень, 28 дек 2015, 09:53
0
«Я не вижу рисков для стабильного водоснабжения Тюмени»
Интервью с гендиректором ООО «Тюмень Водоканал» Мугаммиром Галиуллиным

Корреспондент РБК Тюмень встретился с генеральным директором «Росводоканал Тюмень» (ООО «Тюмень Водоканал») Мугаммиром Галиуллиным. В ходе беседы руководитель предприятия рассказал об инвестиционной программе, новой системе подачи реагентов, назвал реальное количество изношенных водопроводных сетей, высказал мнение о том, что нужно для того, чтобы система ГЧП эффективно работала в коммунальной сфере. В качестве бонуса – история про необычные канализационные находки и откровенное признание о том, можно ли пить воду из-под крана.

- Мугаммир Файзуллович, в ноябре объекты «Росводоканал Тюмень» посетил замглавы Минстроя России Андрей Чибис. Он высоко оценил увиденное. Что вы такое ему показали?

- Мы показали центральную диспетчерскую службу и колл-центр. Новая для Тюмени автоматизированная система управления подачей воды в город – это то, чем действительно может гордиться «Тюмень Водоканал». В настоящее время мы проводим опытно-промышленные испытания и в первом квартале 2016 года мы планируем закончить работы по внедрению этой системы. Тем самым управление подачей воды в город будет вестись в полностью автоматизированном режиме, это позволит избежать как дефицита воды, так и избыточного давления в городской водопроводной сети, что будет способствовать снижению аварийности. Фактически система будет подавать в город ровно столько воды, сколько требуется для обеспечения всех потребностей в определенный момент времени, она будет поддерживать оптимальное давление воды во всех контрольных точках водопроводной системы.

Сейчас город обеспечивают водой два водозабора – Велижанский и Метелевский. Водопроводная сеть – это свыше тысячи километров трубопроводов. На каждом водозаборе есть насосные станции второго подъема, которые обеспечивают подачу чистой питьевой воды в город, на водопроводной сети существуют так называемые «диктующие точки», информация с них передается в центральную диспетчерскую службу в режиме реального времени, это позволяет управлять режимами подачи воды в город. Сейчас на основании этих данных специалисты диспетчерской службы в полуавтоматическом режиме регулируют работу всех насосных станций, а в следующем году система будет сама управлять подачей воды в город, это исключит человеческий фактор, повысит эффективность управления насосными станциями, позволит сократить аварийность на сетях и затраты электроэнергии на транспортировку воды.

Что касается информационно-справочной службы, то это еще одна наша гордость. Данная служба дважды становилась победителем международного конкурса индустрии call-центров «Хрустальная гарнитура», в номинации «Лучший центр по обслуживанию населения и организаций». С начала этого года специалисты call-центра обработали около 150 тысяч звонков от жителей города, при этом процент пропущенных вызовов составил 2,4, а среднее время ожидания абонента на линии всего 11 секунд.

- Внедряемая автоматизированная система уникальна для России?

- Есть города, которые тоже в этом направлении двигаются и прошли уже достаточно большой путь. Тот же Санкт-Петербург или Москва. Но во многих городах областного значения управление ведется вручную. Уникальность таких систем в том, что для каждого города необходим как индивидуальный подбор алгоритмов работы самого программного комплекса, так и применяемых технических решений. Принципы одни и те же, но факторы различны - это и количество населения, и объемы подаваемой воды, и рельеф местности, и особенности потребления в различные дни недели и периоды года.

- Сколько вы к этой автоматизации шли?

- Фактически с 2007 года. Внедрение столь масштабной автоматизированной системы требовало выполнить целый комплекс мероприятий. В частности, необходимо было заменить оборудование на насосных станциях второго подъема обоих водозаборов, установить частотно-регулируемые приводы. С одной стороны это позволило обеспечить необходимый запас мощности водоочистных сооружений и исключить риск дефицита воды в городе, с другой - достичь серьезных показателей в части энергоэффективности и обеспечить возможность гибче управлять системой подачи воды в город.

- Чибис заметил, что в Тюменской области необходимо создать штаб по обмену опытом в развитии государственно-частного партнерства. Как вы смотрите на ГЧП в сфере ЖКХ, у которого есть противники и сторонники?

- Сколько людей, столько и мнений. Я отношусь к ГЧП положительно. Независимо от того, где мы работаем - в рынке или в монополии - частник заинтересован в получении наилучших результатов. Потому что от этого зависит, какое он вознаграждение получит, насколько предприятие, которое принадлежит ему, эффективно работает.

Что касается сферы ЖКХ, то в разных странах были и есть разные подходы. И сегодня, когда мы говорим о создании государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ, мы должны понимать: есть проблема вчерашнего и сегодняшнего дня. Долгое время ЖКХ в нашей стране было сродни бездонной бочке, и сколько средств туда не вливалось, лучше не становилось. А приход частных операторов, на мой взгляд, позволит сформировать более понятные и четкие правила в этой сфере, которым будут следовать все, чтобы потом не возникало споров, правильно это или нет, хорошо или плохо. Потому что сегодня обсуждение идет на уровне: нельзя передавать сети частникам, потому что от этого зависит жизнедеятельность города, населения. Но с другой стороны, есть положительный опыт других стран. Соответственно, эффективность системы ГЧП во многом будет зависеть от того, насколько правильно и прозрачно написаны правила, насколько каждый из участников этого партнерства их придерживается. И тогда, я уверен, что мы действительно получим хороший результат. Нынешнее состояние жилищно-коммунального комплекса зачастую требует не только серьезных финансовых вливаний, но и перехода на принципиально иной способ управления. Очевидно, что только за счёт бюджетного финансирования требующиеся масштабные преобразования в этой сфере не осуществить. Именно концессия призвана стать тем самым механизмом, который позволит в сжатые сроки повысить качество предоставляемых потребителям услуг, надежность всей системы, при этом сократит бюджетные расходы на модернизацию основных фондов жилищно-коммунальной сферы. Нужно понимать, что концессия – это не панацея, а механизм действия, предполагающий взаимную ответственность как со стороны концессионера, так и со стороны концедента, только так она может действительно эффективно работать.

- Вы сейчас ждете предложения от властей по переходу на концессию?

- Есть определенные требования для перехода на концессию, они определены федеральным законодательством. К примеру, одно из обязательных условий - наличие схемы водоснабжения и водоотведения города, которая показывает не только текущий статус системы, но и стратегию на будущее. Этот документ позволит концеденту определить требования, предъявляемые к концессионеру при проведении конкурса на передачу сетей и сооружений в управление по концессионному соглашению. Только после того, как будут выполненные все требования закона власти смогут объявить конкурс на заключение концессионного соглашения. Естественно, мы заинтересованы принять в нем участие.

- Какие новые разработки готовятся на предприятии?

- Сегодня мы дорабатываем проект водо-воздушной промывки фильтров на Метелевском водозаборе. Это позволит сократить количество воды для промывки фильтров. Ведем работы по автоматизации процесса очистки воды. Проектируем сооружения песколовок на очистных сооружениях канализации, чтобы и дальше повышать качество стоков. Кроме этого мы постоянно ведем мониторинг в части оборудования, материалов, оцениваем комплексно, с точки зрения соотношения цены, качества, надёжности, энергоэффективности и других не менее важных факторов.

В 2016 году на нескольких канализационных насосных станциях планируем установить комплекты дробилок и посмотреть смогут ли они перерабатывать то, что сбрасывают жители в систему канализации. К сожалению, из-за того, что часть горожан использует канализацию не по назначению и сбрасывают в нее то, что должно было отправиться в мусоропровод – у нас возникают серьезные проблемы в работе системы канализации. Из-за попадающего в нее мусора, возникают многочисленные засоры и подпоры на сетях, а это приводит к подтоплению подвалов, появлению неприятных запахов, выходу из строя насосного оборудования. Естественно, что это доставляет неудобства для горожан. Поскольку кардинально решить вопрос с повышением культуры пользования системой городской канализации за короткий период времени вряд ли получится, мы решили провести испытания специальных дробилок.

Если эти дробилки себя хорошо покажут, будем тиражировать опыт их применения. Также в планах испытать новое насосное оборудование, которое по данным производителей, способно перерабатывать тряпки и крупный мусор.

- Самые удивительные находки?

- Баян, штык-нож... Однажды нашли железнодорожную шпалу. Что еще? Автомобильные шины, зимнюю рабочую спецовку, стулья, кирпичи, бетонные блоки, мягкие игрушки. В Петербурге создан целый музей таких находок. Наверное, и нам нужно открыть. На самом деле одна из современных бед – ватные палочки, попадая в систему городской канализации, они способны стать причиной серьезных засоров.

- Импортозамещение происходит в отрасли?

- Когда я возглавил «Тюмень Водоканал» удивился тому, как много применяется западного оборудования и материалов в системе водоснабжения, и вообще в системе ЖКХ. Если взять насосное оборудование, то это 70%, запорная арматура – 50%. Правда, сейчас мы по запорной арматуре, трубам и фитингам больше переключаемся на отечественного производителя. Активно используем полиэтиленовые трубы российский компаний. А вот по насосам ситуация сложная. Ни одна российская компания, предложения которых мы рассматривали, пока не может составить конкуренцию иностранным ни по качеству, ни по энергоэффективности, ни по другим показателям. На Велижанском водозаборе мы заменили отечественные насосы на импортные, и у нас энергоэффективность сразу выросла на 40%. По цене отечественное оборудование ниже на 15-20%, но по надежности и экономичности сильно уступает. Мы за отечественного производителя, который выпускает конкурентное оборудование. Но когда он появится - это вопрос.

- На днях глава регионального управления Роспотребнадзора Галина Шарухо выступила с заявлением, что жители Тюменской области стали вдвое реже жаловаться на качество воды. То есть уже можно пить воду из-под крана?

- Я пью. Я как никто другой знаю, какое количество анализов в рамках контроля качества воды проводит лаборатория, поэтому я не могу сомневаться в безопасности водопроводной воды. В 2015 году наша испытательная лаборатория в общей сложности провела более 172 тысяч анализов воды, это исследование проб как на сооружениях, так и в городской водопроводной сети. Плюс параллельно с нами постоянный контроль ведут специалисты управления Роспотребнадзора по Тюменской области.

Конечно Тура - не самая лучшая река, она достаточно загрязненная. Плюс качество исходной воды зависит еще и от сезона, потому что постоянно меняются показатели цветности, мутности, содержания железа и т.д. И здесь наша задача - при любой исходной воде подавать в систему качественную. И сейчас мы укладываемся в установленные нам нормативы.

В рамках плана работ по совершенствованию системы очистки воды, в 2016 году мы смонтируем систему дозирования реагентов, которая позволит более эффективно поддерживать заданные дозы реагентов и в режиме реального времени реагировать на изменения исходной воды. Таким образом, и очистка будет лучше, и возрастет эффективность подачи реагента. В целом, же перспектива за подземный источником водоснабжения, сейчас, в рамках, разработки схемы водоснабжения и водоотведения, этот вопрос как раз находится в проработке.

- Самый простой и самый банальный потребительский вопрос – когда водоканал заменит все старые сети в городе? Или все-таки предприятию выгодны утечки на сетях?

- Мы как никто другой заинтересованы в сокращении утечек, поскольку каждая утечка это прямой убыток для нашего предприятия. Если взять статистику прошлых лет, то количество аварий в Тюмени с 2012 года заметно снизилось. В прошедшие несколько лет мы провели организационно-технические мероприятия, и нам удалось достичь сокращения аварийности практически на 30%.

Если говорить о потерях, то сегодня они, по нашей методике расчета, составляют 27,5%. В город мы подаем 77 миллионов кубометров воды в год, а населению продаем 56.

Важно понимать, что в эту цифру в том числе включены и потери «Тепла Тюмени», поскольку в Тюмени нет тарифа на горячую воду, а есть тариф на подогрев воды, а значит часть потерь на сетях тепловиков попадают в эти проценты. По нашим оценкам реальные потери «Тюмень Водоканала» составляют где-то порядка 12-15% это то, что теряется в системе холодного водоснабжения. Сюда включаются утечки, неучтенное потребление, отбор на технологические нужды и.т.д.

Тем не менее, нам есть к чему стремиться и будем продолжать работы по снижению потерь воды и повышению надежности всей водопроводно-канализационной системы города.

Что касается замены сетей – это проблема, на мой взгляд, комплексная. Мы не справимся с ней, просто заменив сети. Это комплекс вопросов, начиная с проектирования, строительства, качества строительно-монтажных работ, правильной эксплуатации с соответствующими технологическими регламентами.

Мы взяли за последние пять лет статистику аварий, и пришли к выводу, что нам сегодня необходимо заменить порядка 120 км трубопроводов. Это сети, где происходили утечки в течение последних 5 лет. То есть это 10% от общей протяженности городских сетей.

Стоит отметить, что если еще три года назад за год у нас происходило более тысячи повреждений на водопроводных сетях, то в этом году почти на треть меньше, но мы не намерены останавливаться на достигнутом. Наша цель - это сведение к минимуму возможных перебоев в водоснабжении наших потребителей.

- А как вы вообще оцениваете состояние водопроводного и канализационного комплекса Тюмени?

- Как удовлетворительное. И если сравнивать с другими городами, то у нас уровень аварийности не выше.

- А износ сетей?

- Когда говорят про оценку износа сетей, возникает немало споров. Сегодня методика оценки состояния сетей - соотношение фактически отработанного времени к нормативному, то есть - это норма амортизации. И по ней получается, что в областном центре 80% сетей изношены.

Но тут, на мой взгляд, есть одно очень серьезное заблуждение. Объясню на бытовом примере. Вот мы говорим о нормах амортизации, и у нас полезное использование оборудования – 15 лет. Прошло 15 лет, и мы говорим, что все, износ, его надо менять. Назовите хоть один пример в быту, когда вы руководствуетесь этим принципом? Вы же не меняете телевизор, потому что он прослужил пять отведенных ему лет. Вы его меняете, когда он сломается, или появиться более отвечающий вашим требованиям вариант, например, более энергоэффективный или расширенный функционалом, более высоким качеством изображения и.т.д.

Поэтому, когда мы говорим о том, что износ сетей составляет 80%, мы должны руководствоваться не тем, сколько им лет, а их техническим состоянием.

- Тогда по техническому состоянию, сколько сейчас сетей в Тюмени требуют замены?

- По нашей оценке, в городской системе водоснабжения - 15% от общей протяженности. В системе водоотведения - меньше 10%. Но надо учитывать, что этот показатель не постоянный, а переменный, поскольку напрямую зависит от количества повреждений на тех или иных участках трубопровода. Сейчас у нас есть постоянно обновляемая карта аварийности на сетях водоснабжения. На ней отмечается каждое повреждение, это позволяет нам более эффективно расставлять приоритеты при планировании программы текущего и капитального ремонта водопроводных сетей, опираясь на достоверные данные об аварийности того или иного участка.

- Кризис на работе вашей компании отразился?

- Думаю, он отразился на работе многих предприятий. Если говорить про нас, то за последние два года цены на основные материалы (запорная арматура, трубы, фитинги, реагенты) выросли на 40%.

В 2016 году бюджет «Тюмень-Водоканала» - это не бюджет развития, а бюджет поддержания. Индексация тарифа на холодное водоснабжение в 2016 году составить не более 5,9% и произойдет это только с 1 июля. Естественно, что такая индексация не покроет рост цен на основные материалы, которые мы используем в производстве наших услуг.

Мы сформировали бизнес-план на следующий год. Он бездефицитный, но при этом объем вложений, например, в программу капитального и текущего ремонта объектов водоснабжения и водоотведения составит 100 миллионов. Сумма осталась на уровне текущего года. То есть все хорошо в стоимостном выражении. Но, если это перевести на натуральный показатель, с учетом роста цен на оборудование, материалы, получается, что мы ремонтных работ проведем меньше. При этом в 2016 году мы ожидаем, что цены на материалы вырастут еще на 15-20%.

Например, у нас на Метелевском водозаборе применяются химические реагенты. Причем, если мы в 2013 году, сохраняя те же объемы воды, тратили на них порядка 70 миллионов в год, то теперь затраты выросли при сохраненных подходах до 100 миллионов, а то и больше.

- А по каким статьям самые большие расходы у Водоканала?

- Фонд оплаты труда, на сегодняшний день на предприятии трудится около тысячи человек. Поэтому это самая большая статья затрат. Следующие статьи, которые приблизительно равны – это аренда и электроэнергия, далее идут покупка химреагентов, план текущих и капитальных ремонтов.

- А оптимизации у вас не было в текущем сложном году?

- Мы каждый год работаем над издержками. И в этом году за счет автоматизации насосных станций мы освободили часть персонала. В связи с уменьшением объема работ сократили 15 единиц специальной техники. Кроме этого добились снижения потребления электроэнергии по всем объектам.

- В кризис потребители стали менее активно платить за воду? Какова сегодня задолженность по платежам за воду у тюменцев? Есть ли эффективные способы взыскания долгов с граждан?

- По итогам 10 месяцев текущего года сбор денег от населения составляет порядка 93%. За аналогичный период прошлых лет сборы равнялись 95-97%.

На начало года общая дебиторская задолженность по физическим и юридическим лицам составляла 462 миллиона, а на 1 ноября достигла 594 миллионов. Рост - 132 млн рублей. А если сравнивать предыдущие годы: в 2012 к 2013 рост был около 40 миллионов, 2013 к 2014 – 50 миллионов, 2014 к 2015 рост составил 65 миллионов.

Кстати, в связи с этим, мы активизировали исковую работу по физическим лицам. В нашем непосредственном управлении (расчеты производит напрямую с компанией) 92 тыс. лицевых счетов. Это ¼ часть всех потребителей. Так вот в прошлом году мы получили 2 тыс. 880 исполнительных листов, а за 10 месяцев этого года мы уже имеем на руках, при этом же количестве лицевых счетов, 10 тыс. 800 листов.

Кратно увеличилась претензионная работа и по юридическим лицам. Но даже такая активность не позволила нам обеспечить сбор на уровне прошлых лет. Сегодня люди совершенно не боятся не платить по долгам. Мы не можем ограничить водоснабжение, и население это прекрасно знает. Поэтому все рычаги, которые у нас есть – это претензионно-исковая работа.

С января 2016 года вступают в силу новые правила и ставки по начислению пени за просрочку платежей за жилищно-коммунальные услуги, думаю, с учётом выросших размеров пени, это подтолкнет часть потребителей к соблюдению платежной дисциплины, потребителю станет выгоднее своевременно оплачивать потребленные ресурсы.

- Тюмень серьезно разрослась за последние годы. Не грозит ли горожанам дефицит воды из-за этого? И как решается вопрос обеспечения водой районов перспективной застройки?

- Я не вижу рисков по части стабильного водоснабжения. При этом отдельные территории требуют расширения сетей. Это юг, юго-запад, юго-восток Тюмени (Плеханово, Ямальский-2, район Комарово, Ожогино и Антипино).

В связи с этим нами разработана инвестпрограмма, рассчитанная до 2020 года, куда вошли 19 ключевых объектов. Это строительство новых и расширение старых трубопроводов. Финансирование будет идти за счет платы за подключение. Реализация этих проектов позволит обеспечивать стабильную работу как системы водоснабжения, так и системы водоотведения этих территорий.

- В Тюмени наметилась тенденция по уменьшению объемов подачи воды в город. С чем это связано?

- Две причины. Первая: все-таки была проведена большая работа по сокращению утечек, в частности, по оперативности устранения аварий. С другой стороны – это установка приборов учета.

- Насколько активно население устанавливает приборы учета?

- Бюджетные организации у нас имеют высокую степень «оприборенности»: муниципальные - где-то на уровне 98%, региональные – 96%, федеральные – 92%. Далее по коммерческим структурам «оприборенность» составляет порядка 96%.

Другая часть – это городские потребители. Сегодня приборы учета стоят на 55% домовладений. И тут конечно главная проблема – частный сектор и высокие риски, связанные с бесконтрольным потреблением воды.

Сегодня в первую очередь приборы ставят те, кто понимает, что это позволит сократить затраты. И когда человек устанавливает прибор учета, он действительно начинает меньше платить и меньше потреблять. Но не все к этому готовы.

Мы заинтересованы в том, чтобы все установили индивидуальные приборы учета и рассчитывались по ним. Каждый должен платить лишь за фактически потребленный объем – так более справедливо. Рациональное потребление воды даст положительный эффект и в целом для системы: не надо будет строить дополнительные мощности, третью очередь очистных сооружений, коллектор глубокого заложения.

- Получится ли обеспечить домохозяйства Тюмени счетчиками хотя бы на 95%?

- Думаю, это вопрос времени. Например, в Прибалтике на это ушло полгода. Было определено время, в течение которого потребитель должен был установить приборы учета, после которого шло применение повышенных нормативов. Так что если сегодня установить повышенный норматив тем потребителям, которые не хотят устанавливать приборы учета, то у них появится мотивация. А со временем эти потребители поймут, что рационально расходовать воду и платить за фактически потребленный объем значительно выгоднее.

- Известно, что «Росводоканал Тюмень» реализует инвестиционную программу, направленную на развитие водопроводного хозяйства, повышение его надежности. Расскажите о ней подробнее. Стоимость, источники финансирования, какие мероприятия проводятся?

- Я должен начать с истории по инвестпрограмме 2007-2011 годов. Тогда эта программа формировалась за счет двух источников – это тариф, порядка 400 миллионов мы по нему получили, и плата за подключения – порядка миллиарда. Эти деньги в основном освоены, но на начало 2015 года у нас были в остатках 76 миллионов рублей.

На это были объективные причины. Когда вносили плату за подключение, составлялись договоры между теми, кто вносил плату и Водоканалом. Причем эти договоры были бессрочные, их невозможно было в одностороннем порядке расторгнуть, или за сроком давности считать ничтожными. Поэтому в течение 2014 года нами была проведена работа именно с такими застройщиками. Мы все вопросы закрыли, все 76 миллионов охвачены контрактами. Если назвать самый крупный объект, то это строительство напорного коллектора КНС-1 – КНС-2. Его стоимость - 37 миллионов.

Далее по программе 2012-2016 гг., которая формировалась только за счет тарифа, было допущено отставание в силу различных причин. Сегодня я могу сказать, что мы его ликвидировали. Мы должны были до конца 2015 года построить 57 объектов, а уже возвели 58. И в следующем году мы планируем в полном объеме выполнить все наши обязательства, и таким образом, снять вопросы, связанные с исполнением инвестиционной программы.

Далее мы приступим к реализации программы 2016-2020 гг., про которую я говорил ранее, - это строительство и подключение 19 объектов. Она будет финансироваться только за счет платы за подключения к сетям. Это примерно 2,8 млрд рублей.

- В заключение, в преддверии Нового года, что бы хотелось пожелать тюменцам?

- В первую очередь взаимопонимания и терпения. Естественно, крепкого здоровья, стабильности и уверенности, удачи во всех начинаниях. Отдельно хочется поблагодарить старшее поколение тюменцев за крепкую платежную дисциплину, ведь именно пожилые люди сегодня одни из самых добросовестных плательщиков за жилищно-коммунальные услуги.