Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Тюмень
МВД начало проверку данных о похищении двух девушек из приюта в Казани Общество, 00:41
США описали подход к России после решения Москвы по бюро НАТО Политика, 00:30
Обыграет ли «Зенит» чемпионов Европы. Чего ждать от тура в ЛЧ Спорт, 00:30
Аналитики назвали, когда российские авиакомпании компенсируют убытки Бизнес, 00:11
Силовики задержали подозреваемую в убийстве девочки в Вологодской области Общество, 00:05
Власти подготовят новые подходы для расчета бедности Экономика, 00:00
В Латвии введут месячный локдаун из-за COVID Общество, 18 окт, 23:44
Индустриальный стандарт: почему разработчики Karuna перешли на Мас РБК и OCS Distribution, 18 окт, 23:28
Эрдоган раскритиковал зависимость мира от «горстки победителей» в войне Политика, 18 окт, 23:20
Apple назвал цены на новые MаcBook в России Технологии и медиа, 18 окт, 23:12
В НАТО выразили сожаление из-за закрытия Россией представительства Политика, 18 окт, 22:53
В Тульской области введут QR-коды и ограничат работу общепита Общество, 18 окт, 22:49
Украина и МВФ предварительно договорились о транше в $700 млн Экономика, 18 окт, 22:35
«Спартак» в овертайме обыграл ЦСКА в матче КХЛ Спорт, 18 окт, 22:32
Тюмень ,  
0 

В Тюменской области отмечен взрывной спрос на лизинг

Все чаще предприниматели берут в долгосрочную аренду оборудование
Фото: РБК Тюмень
Фото: РБК Тюмень

Кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, отразился на рынке лизинга сначала небывалым спадом, а затем взрывным ростом. Компании, предоставляющие в долгосрочную аренду автотранспорт, спецтехнику и оборудование, отмечают, что спрос за первое полугодие 2021 г. до 60%.

На круглом столе «Рынок лизинга Западной Сибири», организованном РБК Тюмень, эксперты рассказали, какое оборудование покупают в лизинг тюменцы, обсудили новые направления отрасли, как получить субсидию в 3 млн и к чему приведет реформа регулирования.

Рост очевиден

Прошлый год оказался для отрасли уникальным, ни в один кризис квартальная динамика не была такой разнородной. После провала во втором квартале рынок лизинга в третьем квартале показал взрывной рост.

Дмитрий Беляков, региональный директор по УрФО компании «Интерлизинг»
Дмитрий Беляков, региональный директор по УрФО компании «Интерлизинг»

«Если сравнивать 2020 и 2021 годы, то рост очевиден. 2020 год был интересным, разнонаправленным, если во 2 квартале было жесткое снижение потребления из-за пандемии, то второе полугодие с лихвой покрыло временное снижение активности. По результатам прошлого года мы выросли на 43%. В 2021 году рост продаж продолжается и уже составил 59% по итогам первого полугодия. Мы видим оживление рынка, более того, мы чаще сталкиваемся с дефицитом самих предметов лизинга, нежели со спросом. Мы прогнозируем, что 2021 год и ближайшие два-три года рост продолжится», - говорит региональный директор по УрФО компании «Интерлизинг» Дмитрий Беляков.

Ирина Кучина, заместитель руководителя дивизиона «Урал» компании «Балтийский лизинг»
Ирина Кучина, заместитель руководителя дивизиона «Урал» компании «Балтийский лизинг»

Коллегу поддержала и заместитель руководителя дивизиона «Урал» компании «Балтийский лизинг» Ирина Кучина:

«Рынок лизинга за 2020 год снизился на 6%, составив 1,4 трлн рублей. Причем это снижение произошло в основном за счет корпоративных сегментов – недвижимости, авиатехники, железнодорожного транспорта, морских и речных судов. Но розничные сегменты – легковой коммерческий, грузовой, легковой автотранспорт, спецтехника – выросли на 9%. Если говорить о показателях работы нашей компании, то по итогам прошлого года объем нового бизнеса вырос на 21% по сравнению с 2019 годом, в первом полугодии 2021 года мы также приросли – на 56% по сравнению с аналогичным периодом года прошлого. К концу 2020 года прирост показали и все филиалы «Балтийского лизинга», работающие на территории Западной Сибири и Урала. Объем нового бизнеса вырос на 34% к аналогичному периоду 2019 года, в денежном эквиваленте это 2,6 млрд рублей. Речь идет о региональных подразделениях в Сургуте, Тюмени и Нижневартовске. В 2021 году мы расширили географию присутствия – открыли представительства в Ханты-Мансийске и Новом Уренгое. В 2021 году мы уже также наблюдаем прирост – порядка 32% к объему 2020 года».

Коллегу дополнила руководитель тюменского филиала компании «Интерлизинг» Ксения Плахута:

«Специфика в Тюмени несколько другая. В 2020 году клиенты чаще всего брали в лизинг грузовой и легковой транспорт, но в 2021 году ситуация изменилась и на первый план вышли специальная техника и оборудование. Думаю, что это связано с тем, что программа Минпромторга действовала всего 3 месяца, сейчас все ее ждут, поэтому затишье. К тому же лизингополучатели «насытились», обновили парк и ждут развития этой программы, выделения денежных средств».

Олег Сеньков, генеральный директор компании Arenza
Олег Сеньков, генеральный директор компании Arenza

Генеральный директор компании Arenza Олег Сеньков, прокомментировал, какое оборудование чаще всего берут в лизинг компании:

«Мы сфокусированы на работе с компаниями, которые ведут малый бизнес, работаем именно в сегменте лизинга оборудования и видим, что эта сфера стала активно развиваться. Мы сделали анализ за первое полугодие 2021 г. на основании данных, которые публикуют все лизинговые компании в Федресурсе по сделкам. Станки для металлообработки занимают 1 место. Лизинг позволяет обновить фонд, приобрести дорогостоящие станки. Ключевые сегменты также – это медицина, складское оборудование, компьютеры и общепит. Всего за 6 месяцев было проведено более 10 тыс. сделок».

Лизинг недвижимости

Новое направление в сфере лизинга в Тюменской области – это долгосрочная аренда недвижимости.

«Мы запустили направление лизинга недвижимости в начале июня 2021. Ранее уже были разовые сделки для очень крупных и стабильных клиентов, но только сейчас мы приняли решение вывести данный продукт на рынок, - поясняет директор по УрФО компании «Интерлизинг» Дмитрий Беляков. – Предоставляют лизинг недвижимости буквально 3 или 4 крупных компании, потому что, во-первых, цена сделки всегда измеряется десятками, сотнями миллионов, такой риск на одного клиента готова согласовать не каждая фирма. Во-вторых, гражданско-правовое и налоговое регулирование таких сделок гораздо сложнее, чем покупка в лизинг любого автомобиля или оборудования. В-третьих, на рынке есть спрос на бизнес-ипотеку и банковское кредитование недвижимости, потому лизинг не всегда выгоден клиенту. Если это вторичная недвижимость, которая продается от физ. лица, то лизинговая экономика теряется, не будет возмещения НДС, придется накручивать 20%, и тогда цена получится значительно выше рынка, что неприемлемо для клиента.

Соответственно мы тщательно подбираем объекты недвижимости, которые готовы финансировать. С другой стороны, мы понимаем, что оборудование и любой транспорт можно перевезти, скрыть, а вот недвижимость никуда не денется, она ликвидна, да и страхование перекрывает такие риски. С начала июня, когда запустился продукт, было проведено уже 5 сделок».

Переход в онлайн

Кризисный 2020 год бросил отрасли и новые вызовы, связанные, в том числе, с цифровизацией бизнес-процессов. По словам заместителя руководителя дивизиона «Урал» компании «Балтийский лизинг» Ирины Кучиной, пандемия ускорила внедрение электронного документооборота и других цифровых инструментов для клиентов.

«На сегодняшний день все бизнес-процессы с контрагентами мы можем осуществить онлайн – начиная от подачи заявки на лизинг в мобильном приложении до подписания договора в электронном виде и завершения сделки. На данный момент доля клиентов, с которыми мы работаем онлайн, существенно выросла. К концу года мы рассчитываем, что доля лизингополучателей, взаимодействующих с нами в системе ЭДО, увеличится до 90%», - говорит Ирина Кучина.

Она также отметила, что для «Балтийского лизинга» представители малого и среднего предпринимательства являются ключевыми клиентами – их доля в общем объеме нового бизнеса компании превышает 92%.

Реформа регулирования

Но насколько бы ни был развит рынок лизинга, его реформа регулирования так и не закончена. Разобраться с этим вопросом президент Владимир Путин поручил два года назад (пр-1418 от 20 июля 2019 года). Законопроект предусматривает исключительное право на ведение лизинговой деятельности субъектами, внесенными в реестр ЦБ. Устанавливается минимальный размер собственных средств (капитала) лизингодателей и обязательность вхождения в профильную саморегулируемую организацию. «Законодательная реформа регулирования лизинговых отношений позволит снизить количество правонарушений вследствие противоправных действий отдельных контрагентов лизинговых сделок»,— пояснили в Минфине.

Как лизинговым компаниям удается работать в таком правовом поле и чего они ждут от реформы, рассказал директор по УрФО компании «Интерлизинг» Дмитрий Беляков:

«Реформа регулирования длится уже давно, пока она не пришла к своей финальной точке. На мой взгляд, регулирование должно быть, но в режиме лайт, потому что конкурентная ситуация, которая есть в отрасли, уже оказывает влияние и не позволяет выходить на рынок недобросовестным компаниям. В любом случае, правила игры – это всегда хорошо, и чем лучше они описаны, тем проще будет крупным и стабильным компаниям.

Мы просто ждем и работаем. Лизинговый рынок меняется быстро и сильно, это показал 2020 год, когда нужно было быстро уйти в онлайн, и многие компании это сделали. Поэтому какое-то нововведение не пошатнёт отрасль. Регуляция приведет к сокращению рынка в части количества игроков, но сам рынок останется прежним и клиент не пострадает. В крайнем случае, произойдет объединение нескольких региональных игроков в более сильные организации, чтобы соответствовать тем параметрам, которые будут выставлены правительством».

Свою точку зрения озвучил и гендиректор компании Arenza Олег Сеньков: «Скорее всего, регулирование будет носить стандартизацию представления о финансовых данных, поскольку лизинговые компании работают с одной стороны с лизингополучателями, а с другой они вынуждены привлекать средства для финансирования сделок.

По данным Федресурса, по стране более 120 лизинговых компаний. При этом более 30% сделок проведены компаниями с долей рынка менее 1%. Это говорит о том, что есть много небольших региональных игроков. Крупных не так много. Рыночные стандарты и цифровизация каналов приведут к тому, что в следующем году большинство крупных игроков перейдут на удаленный формат обслуживания клиентов».

Высказались участники круглого стола и о проблемах отрасли.

«Одна из проблем — это жесткий дефицит легкового коммерческого транспорта, особенно премиального сегмента. Мы сталкиваемся с тем, что на заводах стоят шасси, которые просто не могут доукомплектовать достаточнонедорогими электронными компонентами и системой ГЛОНАСС, из-за этого их не могут пустить в продажу. Но с учетом огромного размера нашей страны можно найти интересующий предмет лизинга в другом регионе, мы активно этим пользуемся», - говорит директор по УрФО компании «Интерлизинг» Дмитрий Беляков.

Региональные субсидии

Лизинг – один из самых востребованных среди предпринимателей финансовых инструментов. Потому в качестве поддержки бизнеса в Тюменской области была введена субсидия по возмещению первого взноса.

Получить поддержку до 3 млн руб. по каждому договору лизинга могут СМП, зарегистрированные в Тюменской области (без автономных округов). Размер субсидии не может превышать 50% первоначальной цены предмета лизинга, при этом стоимость и сумма взноса возмещаются без НДС. Всего же в год МСП может получить по договорам лизинга не более 5 млн рублей субсидии.

«Приём документов от предпринимателей Тюменской области на возмещение первого взноса по лизингу оборудования начался с 26 июля, - об этом рассказал департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Антон Машуков. – При этом значительно изменились некоторые условия. Расширены виды деятельности и перечень оборудования – теперь можно компенсировать оборудование для СТО и тренажеры для фитнеса. Сдавать документы можно в любое время до 1 ноября, окон подачи больше нет. Документов стало меньше, а формы проще, а также снизился срок рассмотрения документов на 12 рабочих дней».

По данным департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, всего с 2010 года субсидию получили 1577 предпринимателей на сумму более 2,5 млрд рублей. В 2020 году поддержка была оказана 29 раз, выплачено более 55,6 млн руб. За первое полугодие 2021 года правительство выдало более 34 млн рублей 21 получателю финансовой поддержки, всего же до конца года на эти цели заложено 50 млн. руб.

«Мы видим, что лизинговые компании стараются выйти в новые нищи, в том числе на лизинг оборудования, но с учетом сложившейся пандемии возникают финансовые сложности. И здесь важна позиция правительства по предоставлению субсидий. Многие лизингополучатели спрашивают о поддержке на приобретение оборудования. Также можно проработать вопрос логистики: большая часть производственных станков производится на территории Китая и доставка морем проходит очень долго, что сказывается на работе лизингополучателей», - говорит Дмитрий Беляков

Вопрос самозанятых

С 2011 года правительством были сняты ограничения на выдачу лизинга физлицам, приобрести оборудование или транспорт в долгосрочную аренду могут и физические лица, и самозанятые. Насколько выгоден лизинг для людей, не зарегистрированных как ИП, рассуждали эксперты отрасли.

Так, заместитель руководителя дивизиона «Урал» компании «Балтийский лизинг» Ирина Кучина пояснила, что вопрос с самозанятыми лежит в одной плоскости с лизингом для физлиц и основная проблема – это налогообложение: как быть с НДС, и будет ли это выгодно получателю услуги.

Ее поддержал директор по УрФО компании «Интерлизинг» Дмитрий Беляков:

«Вопрос – в экономической составляющей: эффективен ли будет этот финансовый инструмент для клиента, с учетом того, что с 1 января отменили единый налог на вмененный доход и большая часть ИП перешла на стандартную финотчетность, пусть даже упрощенную. Но мы видим от них больший спрос и готовы сотрудничать с фирмами, срок работы которых – от 3 месяцев. Мы видим, что часть самозанятых открывают свои ИП для работы не только с частными заказчиками, для единичных сделок, но и выходя уже на рынок».

«В прошлом году Минпромторг РФ запускал программу «Доступная аренда». В ее рамках индивидуальные предприниматели, юридические, а также физические лица, желающие обновить автопарк, могли взять автомобиль и получить 25-процентную скидку на авансовый платеж. Таким образом, механизм компенсировал и особенности налогообложения клиентов – неплательщиков НДС – и существенную часть эксплуатационных расходов. Если программа начнет работать в этом или следующем году, то лизинг будет также востребован и у самозанятых, и у физлиц», - резюмировала Ирина Кучина.