Тюменская область избавляется от нефтяного мусора
Тюменские нефтяники ищут новые способы избавления от буровых шламов - привычных амбаров с отходами на территории региона скоро не останется. Какие инновации будут применяться, и с какими сложностями предстоит столкнуться на пути к их внедрению, рассказывают эксперты.
В Тюменской области и соседних ХМАО и ЯНАО, где активно ведется добыча углеводородов, остро стоит проблема утилизации нефтешламов. В этих отходах сосредоточена практически вся система Менделеева, начиная от ртути и заканчивая свинцом. Ненадлежащая их переработка, по мнению экологов, негативно отражается на здоровье населения, поэтому нефтяные компании сегодня ищут новые способы утилизации шламов. Привычное закапывание в землю или сжигание, при котором выделяется попутный газ, уходит в прошлое.
Битва технологий
Как рассказывает руководитель управления Росприроднадзора по Тюменской области Мария Мартынчук, самая крупная нефтедобывающая компания региона – «РН-Уватнефтегаз» сейчас внедряет технологию, активно применяющуюся на Западе и в США. Ее суть в том, что буровой шлам превращают в жидкую фракцию и закачивают в глубокие слои почвы. По словам экспертов, данный метод безвреден для окружающей среды.
«Шламы закачиваются на глубину 1,5 километра в изолированные слои, то есть они никогда не попадут на поверхность или в водоносные горизонты. Для понимания: пресная подземная вода у нас находится на глубине примерно 150 метров. Данная технология – это передовой мировой опыт. Мы считаем, что у нас она лучшая», - отмечает Мария Мартынчук.
Экспериментальное применение данного способа утилизации шламов на «Уватнефтегазе» длилось два года. Проект прошел экспертизу, и сейчас компания получает разрешение на недропользование - вскоре технология будет использоваться уже на постоянной основе.
Таким образом, регион постепенно избавляется от нефтешламовых амбаров, которые, к слову, далеко не безвредны – ученые доказали, что при таком хранении вредные вещества попадают в почву и отравляют ее. «В том же «Уватнефтегазе» по итогам 2014-2015 годов бурового шлама накоплено меньше, чем образовалось, то есть объемы в хранилищах сокращаются. Думаю, что через несколько лет их не будет вовсе», - говорит глава управления Росприроднадзора.
Применяемая «Уватнефтегазом» технология – не единственно возможная. Сегодня предлагаются и такие способы переработки нефтешламов, как плазменная деструкция, переработка с применением гуминно-минерального комплекса, инсинирация. Научных исследований, которые показали бы, какой метод является лучшим, пока нет.
«Многие технологии проходят экологическую экспертизу, но методических рекомендаций от Минприроды о том, какие из них включать в реестр, как инновационные и лучшие, пока нет. Но мы идем к этому, такой реестр готовится, и я думаю, скоро он появится. Пока мы считаем, у нас применяются лучшие технологии, но наука не стоит на месте и, возможно, вскоре ученые разработают что-то более совершенное», - отмечает Мария Мартынчук.
Исследования в этой отрасли сегодня активно ведут уральские ученые. Так, к примеру, патент на новую установку готовится получить екатеринбургский ОАО «Научно-исследовательский институт металлургической теплотехники». В основе технологии лежит метод пирролиза, то есть предполагается термическая деструкция вредных веществ без доступа окислителя. При этом в атмосферу выделяется уже очищенный пар, то есть вреда окружающей среде также нанесено не будет.
По словам генерального директора ВНИИМТ Лика Зайнуллина, это самая экономичная технология на сегодня. «Если бы предлагаемый нами метод использовался на каком-нибудь металлургическом заводе для очистки воды, то предприятию пришлось бы 70% затрат направить на приобретение топлива. Но для тюменских нефтепромышленников этот метод самый дешевый, ведь топливо буквально валяется у них под ногами - это органика, то есть загрязненная нефтяниками почва или вода», - рассказывает ученый.
Впрочем, у технологии есть противники. Многие предприятия напоминают, что она запрещена на территории Объединенных Арабских Эмиратов – там обжигу предпочитают химическое уничтожение нефтешламов. «В стране пустынь считают, что, если применять метод сжигания, песок становится мертвым. Но ведь у нас песка нет, а есть вода, почва, торф, и наша органика очень быстро восстанавливается. Использование химикатов только нанесет вред – одно они чистят, а другое – уничтожают. К тому же, химия традиционно очень дорогая», - заявляет Лик Зайнуллин.
Сколько стоит «химическое» оборудование он уточнить не смог, сказав, что как правило, разработчики держат цены в секрете. «Пирролизная» же установка может обойтись примерно в 50 млн рублей - для нефтяных компаний вполне подъемная сумма.
Интерес к разработке со стороны тюменских предприятий есть, но инвестор, готовый профинансировать ее внедрение, пока не нашелся. «К сожалению, для науки сейчас наступили черные дни. Если раньше государство выделяло деньги на исследования и изобретения, то теперь взаимодействием с учеными занимаются сами бизнесмены. А они вкладываться в создание какой-либо разработки не хотят: им нужно, чтобы была уже готовая и им показали, как она работает. Говорят: вы сами разработайте, изготовьте, нам привезите, установите, а мы потом – дней через 60-90 - может быть заплатим. А если им что-то не понравится и вовсе придется за свой счет эту установку по болотам вывозить. У нас таких денег нет», - поясняет руководитель ВНИИМТ. Он надеется, что в будущем предприятия будут не только покупать готовое оборудование, но и вкладываться в разработку изобретений.
Проблемы и пути их решения
Эксперты уверены, что в любом случае останавливаться на достигнутом рано - необходимо дальнейшее развитие наукоемких производств в данной отрасли, и, в первую очередь, речь идет именно об инвестициях в науку.
Проблем в отрасли остается предостаточно. «Сегодня можно выделить несколько факторов низкого уровня переработки нефтесодержащих отходов в России. В частности, это недостаточность лишь рыночных стимулов для сбора и рентабельной переработки значительной массы нефтесодержащих отходов; недоиспользование инструментов государственного регулирования в этой области. Кроме того, есть недостатки в организации сбора и удаления нефтесодержащих отходов. Имеет место слабая информированность нефтедобывающих предприятий об имеющихся инновационных методах переработки нефтесодержащих отходов», - отмечает эксперт-эколог ООО «РАСТАМ-Экология» (входит в холдинг «РАСТАМ» Любови Растамхановой) Наталия Владычук.
Она напоминает, что ликвидация нефтешламов – задача технологически сложная, так как по своему составу они чрезвычайно разнообразны и представляют собой сложные системы, состоящие из нефтепродуктов, воды и минеральной части (песок, глина, ил и т.д.), соотношение которых колеблется в очень широких пределах.
«Успех решения этой задачи в значительной степени зависит от того, на каких принципах базируются теоретические, экспериментальные лабораторные и технологические разработки, направленные на уничтожение, переработку или детоксикацию данных отходов. Наиболее целесообразной представляется комплексная утилизация, то есть переработка нефтесодержащих отходов с максимальным учетом свойств и использованием всех составляющих, в результате которой отходы становятся сырьем, реагентами или наполнителями в процессе производства продукции или участвуют в переработке других отходов», - отмечает Наталия Владычук.
По мнению экспертов «РАСТАМ-Экология», небольшие предприятия, специализирующиеся в этой отрасли, должны ориентироваться именно на инновационные технологии. Для них приоритетным направлением становится приобретение патентов на использование новейших технологий по переработке нефтяных отходов. Также необходимо вкладываться в проведение исследований и разработку новых продуктов, услуг, новых производственных процессов в данной области.
«Одним из важных аспектов поддержки бизнеса, занятого производством продукции из вторичного сырья и отходов нефтяной отрасли, могла бы стать финансовая поддержка НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – прим. ред.), направленных на создание конструкторско-технологической базы для производства специального оборудования для переработки нефтесодержащих отходов на малых предприятиях», - отмечает Наталия Владычук.
Еще одной актуальной проблемой в организации переработки нефтешламов являются высокие расходы на транспортировку отходов с мест образования и хранения до места переработки (стационарной установки). В результате утилизация незначительных объемов нефтешламов, находящихся на большом расстоянии от стационарной установки, является экономически нецелесообразной. Эксперты считают, что необходимо осваивать инновационные мобильные установки переработки отходов. Их можно транспортировать по территории региона автомобильным и железнодорожным транспортом.
По словам главы управления Росприроднадзора, сегодня многие компании, например, «НИИ Экологии», «Газпромнефть-Хантос», «Сибинтэк», уже практикуют переработку шламов на месте, или, как говорят экологи, «из-под станка» - это существенно сокращает стоимость работ. «Правда не всегда возможно доставить установку до места бурения. У нас бездорожье – техника на месторождениях зачастую забрасывается вертолетом. Зимой проводится бурение, к весне работы заканчиваются, но уже все растаяло – сложно доставлять установки, что-то убирать. То есть примеры, когда шламы перерабатывают «из-под станка» у нас есть, но, к сожалению, в наших природных условиях не всегда можно применять эти технологии», - отмечает Мария Мартынчук.
В целом же для дальнейшего поиска и развития инновационных методов переработки нефтесодержащих отходов, по мнению экспертов «РАСТАМ-Экология», необходим целый комплекс мер:
1. Совершенствование системы мониторинга и учета запасов нефтесодержащих отходов, создание кадастра загрязненных нефтяными отходами территорий.
2. Расширение использования современных и эффективных инновационных технологий для переработки нефтесодержащих отходов, с концентрацией на наиболее перспективных технологиях.
3. Развитие системы венчурного инвестирования в сфере инновационных разработок для рационального недропользования в нефтедобыче.
4. Совершенствование системы экономического стимулирования осуществления природоохранных мероприятий в сфере нефтедобычи и переработки нефтесодержащих отходов.
5. Развитие поддержки осуществления научных разработок в области переработки нефтесодержащих отходов с использованием инноваций как со стороны государства, так и со стороны нефтяных компаний.
6. Широкое распространение малого инновационного предпринимательства в сфере переработки нефтесодержащих отходов с использованием новейших авторских разработок.
7. Совершенствование организационно-технического и информационного обеспечения предприятий, осуществляющих переработку нефтесодержащих отходов на нефтяных месторождениях.
Эксперты «РАСТАМ-Экологии» соглашаются с тем, что в последние годы объемы финансирования научных разработок постоянно снижаются, и отечественной науке становится все труднее конкурировать с зарубежными научными и консалтинговыми компаниями. Поэтому, по мнению экологов, есть смысл проанализировать зарубежный опыт использования отходов и понять, можно ли его применять в отечественной практике. Также рекомендуется сформировать банк данных о производителях отечественной техники, о предприятиях, использующих в своей работе вторсырье. В перспективе такая база могла бы быть полезна инвесторам, предпринимателям, потенциальным потребителям продукции.