Нефтяники тюменской матрешки "не уговорились" на налоговый маневр
Пока глава «Роснефти» Игорь Сечин предлагает президенту Владимиру Путину отказаться от налогового маневра в нефтяной отрасли, правительство ХМАО-Югры подсчитывает потери регионального бюджета. Уточним, что большой «налоговый маневр» предполагает снижение экспортных пошлин на нефть и увеличение ставки по федеральному налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговая нагрузка на нефтяников возрастет в два раза. И если в текущем году только компании ХМАО перечислят федералам ориентировочно 15,6 млрд рублей НДПИ, то в 2015 году отчисления югорчан составят уже 30,6 млрд рублей, в 2016 году – 32,2 млрд рублей.
«Финансовая нагрузка на недропользователей значительно возрастет, что приведет к снижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций и, как следствие, к снижению поступлений налога на прибыль организаций в бюджет Югры», - комментируют в департаменте экономического развития ХМАО. По предварительным подсчетам с 2015 года возможные потери нефтяного региона по налогу на прибыль могут варьироваться в пределах 4-8 млрд рублей.
Кратко напомним, что в сентябре на заседании Правительства РФ был озвучен окончательный вариант «налогового маневра», которым предусматривается снижение экспортной пошлины на сырую нефть в 1,7 раза по отношению к 2017 году, повышение ставки НДПИ на нефть с действующих в 2015 году 530 рублей за тонну до 775 рублей, 873 рубля в 2016 году и 950 рублей в 2017 году. При этом Минэнерго настаивало на сохранении нулевых ставок НДПИ при добыче «трудной» нефти (включая баженовскую свиту Югры). Также профильные министерства, чтобы сдержать рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, приняли решение снизить ставки акцизов в 2,2 раза.
Консультации по реализации большого «налогового маневра» велись несколько месяцев, свою позицию высказывали профильные министерства РФ и руководители крупнейших российских нефтяных компаний. И, как пошутила в сентябре в рамках международного экономического форума в Сочи губернатор ХМАО Наталья Комарова, «нефтяники все-таки уговорились на маневр». При этом недропользователи отмечали «однозначное увеличение налоговой нагрузки» на нефтянку и «перекладывание налогового бремени на потребителей».
Накануне депутаты Госдумы приняли закон о «налоговом маневре» во втором чтении. При этом, согласно новой редакции поправок, темпы снижения ставок акцизов решено замедлить. Если в первом чтении акциз, к примеру, на бензин класса Евро-4 предлагалось снизить в 2016 году с 10 тыс. 858 рублей за тонну до 6,2 тыс. рублей за тонну, то в новой редакции размер предлагаемой ставки увеличен до 7,53 тыс. рублей. В 2017 году размер акциза для бензина 4-го класса предлагается снизить уже не до 4,5 тыс. рублей, а лишь до 5,83 тыс. рублей за тонну. В любом случае цены на топливо вырастут (по разным прогнозам — от 1 рубля за литр до 3 рублей).
Ранее РБК сообщало, что на днях Игорь Сечин обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой отменить налоговый маневр. Глава крупнейшей нефтяной компании мотивирует свою просьбу тем, что налоговая нагрузка может помешать «Роснефти» реализовать «большую производственную программу».