Глава Интертехэлектро: «В строительстве новых ТЭС участвовала вся Россия»
В Калининградской области построены две тепловые электростанции: Маяковская в Гусеве и Талаховская в Советске. Участие в торжественной церемонии их ввода в эксплуатацию принимал президент России Владимир Путин. Заказчик проекта — «Калининградская генерация» (совместное предприятие «Роснефтегаза» и «Интер РАО»), подрядчик — ГК «Интертехэлектро». За последние годы в регионе было сразу несколько блэкаутов. Об изменении ситуации в энергетике Калининградской области после ввода новых ТЭС и особенностях реализации проектов в стратегическом для России регионе, РБК Тюмень рассказал генеральный директор «Интертехэлектро» Владимир Бабяк.
— Каково значение этих электростанций?
— Калининградская энергосистема в силу удаленности области — особая. В регионе уже было несколько случаев полного отключения электроэнергии. А учитывая особый статус Калининградской области, расположение в ней военных и промышленных объектов, проведение летом матчей чемпионата мира по футболу, энергоснабжение должно быть абсолютно надежным. Для этого и были построены Маяковская и Талаховская ТЭС, строятся еще две электростанции. Существующие объекты генерации в Калининграде покрывают потребности региона в электроэнергии, но появление новых электростанций позволяет без ограничений выводить оборудование в ремонт, покрывать какие-то пиковые потребности. Это очень нужные объекты, с точки зрения управления энергосистемой, и после завершения строительства Прегольской и Приморской ТЭС энергосистема Калининградской области будет полностью резервирована.
Станции традиционной схемы, но есть одно важное отличие — они двухтопливные. В качестве топлива могут использоваться как газ, так и дизельное топливо.
— В чем уникальность этих проектов с точки зрения строительства?
— Во-первых, это чрезвычайно сжатые сроки реализации проекта. Перед нами была поставлена задача построить быстро, и мы с ней справились. Оба объекта были построены за 18 месяцев — это своеобразный рекорд для станций такой мощности.
Во-вторых, обе станции строились параллельно. Это значит, что вы не можете подождать, пока какие-то специалисты закончат работу на одном объекте и перейдут на другой. Здесь нужно было распределять ресурсы таким образом, чтобы оба проекта шли одновременно. Калининградская область — особый регион, одна из станций расположена практически в пограничной зоне, иностранных рабочих сюда не привезешь, а в области строятся и другие объекты: стадион, еще две электростанции. То есть свободных рабочих рук там просто не было, местные производства, поставлявшие строительные материалы, были загружены очень плотно. Все нужно было очень четко планировать.
В-третьих, в силу изолированности региона была серьезно осложнена транспортная доступность. Оборудование могло быть доставлено либо морским путем, либо через четыре таможни. Автомашина из Москвы могла за 17 часов дойти, а могла две недели у границы простоять. Этот фактор приходилось постоянно учитывать и компенсировать, если график поставки сбивался.
— Какие интересные технические решения были применены при строительстве?
— Для сокращения сроков строительства многие вспомогательные объекты электростанций были поставлены на площадку в блочном исполнении. Основные здания строились традиционно, а вспомогательные здания и оборудование мы старались делать и привозить на площадку уже готовые.
Например, входящий в нашу группу компаний «Курганский завод комплексных технологий» поставил дизельгенераторные установки и компрессорные станции в контейнерном исполнении. Они были собраны на заводе в Кургане, доставлены на площадку, и нам оставалось их только подключить. Точно так же были поставлены котельная и очистные сооружения. Если бы все строилось на месте, как это обычно делается, мы не уложились бы в такие сроки.
Можно сказать, что в строительстве калининградских электростанций участвовала вся Россия. Турбины поставлялись из Рыбинска, оборудование открытого распределительного устройства — из Великих Лук, трансформаторы — из Екатеринбурга, металлоконструкции — из Московской области, воздухоочистительные устройства для газовых турбин — из Петербурга, электрические шкафы — из Казани. Ну и, конечно, по максимуму использовали возможности местных поставщиков.
— Не сказались ли сжатые сроки на качестве?
— У нас не было желания кого-то обмануть или подвести. Когда тебе доверяют такие проекты — хочется сделать их хорошо, хочется, чтобы они работали успешно и долго. Одно из главных преимуществ «Интертехэлектро» на рынке в том, что у нас есть опыт строительства собственных электростанций — Курганской ТЭЦ-2 и Ноябрьской ПГЭ. Поэтому мы к любому объекту подходим не с точки зрения строителя, который построил и забыл, мы подходим как энергетики, которые понимают, как он будет работать в дальнейшем. Недаром обе наши электростанции — Курганская и Ноябрьская — уже много лет занимают первое-второе места в рейтинге НП «Совет рынка» по эффективности работы генерирующего оборудования. Это говорит о том, как хорошо они построены.
В качестве калининградских станций мы уверены. Уверены в том, что они будут работать долго и успешно. Тем более, что к их надежности предъявлялись самые жесткие требования. Такой серьезной программы испытаний я не видел ни на одной новой электростанции. ТЭС испытывали именно на то, как они работают в изолированном районе, как смогут поднять энергосистему «с нуля», как они переходят с одного топлива на другое. Если у других газовых станций на таком оборудовании запуск и набор мощности занимал как минимум 30 минут, то эти ТЭС выходят на полную мощность за 20 минут с момента команды диспетчера на запуск. Сегодня это самые маневренные станции в России с энергетическими газовыми турбинами.
Калининградские проекты для нас были еще и имиджевыми. «Интер РАО» — серьезная компания, доверившая строительство электростанций российским компаниям, мы не могли ее подвести.
— Возникали ли проблемы с финансированием?
— С точки зрения финансирования это были идеальные проекты, проблем по платежам не было в принципе. Это не удивительно, потому что заказчиком выступали серьезные компании. Все понимали, что любой сбой оплаты влияет на сроки. Банковские гарантии на серьезные суммы выдал Газпромбанк, которому мы также очень благодарны за оказанное доверие.
— Как сейчас обстоят дела на российском рынке инжиниринга?
— Рынок сейчас очень сужен. С завершением реализации большого количества объектов по ДПМ (договорам о предоставлении мощности, — прим. ред.), он стал специфическим и узконаправленным. За рубежом российским инжиниринговым компаниям работать тяжело, потому что у нас нет «дешевых» денег. Заказчики меняют подходы к реализации проектов, требуют, чтобы подрядчик строил объект частично или полностью за свои деньги. Для нас это невозможно в силу дороговизны кредитов. При этом, с точки зрения знаний и опыта, инженерный потенциал у наших компаний даже выше, чем у иностранных. Поэтому в энергетику не нужно привлекать иностранцев, в этом нет необходимости. Мы можем построить быстрее и лучше.
— Какие у вашей компании планы на будущее?
— У нас существует простое правило — говорить о каких-то проектах только после подписания договора. Мы постоянно контактируем со всеми крупными генерирующими компаниями, они внимательно наблюдают и оценивают проекты, в реализации которых мы участвовали.
Заказчики сейчас очень тщательно подходят к выбору подрядчиков. Все уже «наелись» работой с мелкими компаниями или фирмами-однодневками, которые обещали сделать дешево и быстро, а потом бросали проект, не сделав ничего. У нас существует жесткое правильно — мы не обещаем того, чего не можем сделать, не заходим в проект на заведомо невыполнимые сроки и нереальные финансовые условия. Мы все оговариваем перед началом работы и наши условия формулируем четко и максимально открыто. И опытный заказчик с пониманием относится к правилам сотрудничества.
Сейчас много говорится о новой программе модернизации тепловой энергетики. Мы ждем, когда будут объявлены конкретные объекты. У нас, например, есть опыт модернизации турбины Курганской ТЭЦ-1, который мы можем показать потенциальному заказчику. Надеемся, что за счет этой программы объем рынка будет больше.