В Тюмени ИТ-директоров научили говорить на одном языке с блондинками
Руководитель «Института публичных выступлений» Ирина Баржак поделилась профессиональными секретамиСегодня, 10 июня, в Тюмени прошел «Lite-форум ИТ для «блондинок». На мероприятии собрались около 70 человек, желающих улучшить качество повседневной жизни с помощью новых технологий. Гостям рассказали о том, как пользоваться online сервисами госуслуг, медицины и городского транспорта, продвигать свои страницы в социальных сетях, научиться делать дизайн квартир с помощью простых приложений и многом другом.
Главной «фишкой» мероприятия стало то, что специалисты общались с представительницами прекрасного пола на простом и доступном языке. Значимый вклад в это внесла руководитель «Института публичных выступлений» Ирина Баржак, которая занималась подготовкой спикеров к мероприятию. В интервью РБК Тюмень она рассказала, как удалось перевести представителей ИТ-отрасли с профессионального на понятный для всех язык.
- Ирина, сложно ли серьезному ИТ-директору говорить на одном языке с блондинками?
- О, да! У ИТ-директоров есть такая особенность - беседовать на профессиональном сленге, я в шутку называю это «на своем, на птичьем». Они друг друга понимают с полуслова. Но нам, блондинкам, сложно их понять. Хотя проработав бок о бок с ними могу сказать, что этим языком они обозначают вполне понятные и разумные вещи. Свою задачу при подготовке докладчиков к конференции я увидела, отчасти в роли переводчика с «ИТишного» на русский. И конечно, ИТ-директора, в основном, интроверты. А здесь сложные условия – необходимо выступать публично, да еще и перед женщинами. С некоторыми из спикеров мы проработали структуру выступления, приемы, которыми они будут пользоваться, проговорили о том, как начать, чтобы меньше волноваться. И они справились. Особенно порадовал и успехами ИТ-директор фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» Александр Заборский и директор интернет-портала «Детки!» Елена Кошкарова, да и почти все остальные спикеры неоднократно прошли через мои тренинги. Ведь тренинги и появились благодаря клубу ИТ-директоров.
- Какую роль он сыграл в создании «Института публичных выступлений»?
- Просто я увидела, что мои коллеги в клубе IT-директоров немного беспомощны на сцене. Они такие классные, такие умные, обаятельные, а перед аудиторией теряются. И я решила, что надо им помочь, ведь у меня за плечами диплом по режиссуре. Я разработала тренинг, чтобы помочь коллегам на следующей конференции. Они сначала отнеслись скептически к этой идее, но когда я провела им первый тренинг, им понравилось и они захотели продолжения. Я провела второй. Потом третий. В итоге у меня сейчас уже 4 основных модуля, а недавно появился 5 модуль.
Он возник благодаря Торгово-Промышленной палате. Они пригласили меня рассказать предпринимателям о том, как вести себя перед камерой и как общаться с журналистами, какие основные правила учитывать при этом. Для меня это такое хобби, которое я никогда не рассматривала как серьезный бизнес, но потом оно начало давать и финансовые результаты.
- Кто ваша целевая аудитория?
- В основном меня посещают люди уже очень успешные. Мои тренинги, как ни странно, пользуются популярностью не среди новичков, а среди людей, которые стремятся стать еще лучше, совершенствуются. Это такие потрясающие личности, что мне в удовольствие с ними работать, от этого у меня мурашки по телу. Это люди, которые действительно растут. Что у них происходит после этого? Они и так прекрасно вступали. Но самое интересное, что когда у всех спикеров на одной из конференций была возможность получить обратную связь, ко мне подошли только 4 человека. Это были 4 лучших докладчика этой конференции. Они хотели стать еще лучше, хотели расти.
- Ирина, раскройте главный секрет, как добиться успеха в публичном выступлении?
- Речь идет о принципе «Быть, а не казаться». Я и сама не раз попадалась на это – когда начинаешь вдруг из себя что-то изображать, что ты такая умная, такая крутая, а на самом деле, зритель моментально»раскусывает» твою суть и ему становится неинтересно. И от этого сложно избавиться. А ведь именно из-за этого речь затормаживается, взгляд становится блуждающим, человек уже не здесь, не со зрителями, он не держит контакт, а пытается умничать и вспоминает какие-то замысловатые термины. Есть выражение: «Сцена – увеличительное стекло». То есть зрителю, чтобы раскусить стоящего на сцене, требуется всего 5-7 секунд. И публика может сразу сказать – кто он такой, что из себя представляет. Лечение тут только одно – очень иронично относиться к самому себе, с легкостью.
- Многие считают, что просто не созданы для публичных выступлений…
- Люди, которые так говорят, встречаются мне постоянно. Но в истории много примеров того, как люди, преодолевая себя, становились прекрасными ораторами. Достойно выступить со сцены может абсолютно каждый. Приведу пример – великий оратор древности Демосфен. Он был шепелявый, маленького роста, лысый, с дергающимся плечиком. То есть у него шансов стать оратором вообще не было. Но он поставил себе цель. Он обрил себе наполовину голову, закрылся в своем загородном имении, и начал учиться выступать. Он перекрикивал водопад, летящие с горы камни, подвесил острый нож, и когда у него дергалось плечо, острие вонзалось в него. Затем он пытался перекричать море, прибой. К тому моменту, как у него отросли волосы на голове, он уже многому научился. И если после первого выступления публика его освистала, то когда он вышел потом, люди унесли его на руках. И когда мне кто-то говорит, что не создан для публичных выступлений, я говорю – а Демосфен был создан, конечно. И начинаю работать!