Уникальное предприятие Ямала готовится экспортировать продукцию в Азию
Старейшее рыбоперерабатывающее предприятие Ямала — «Салехардский комбинат» — готовится к экспорту своего товара на азиатский рынок. Для этого компания, которая уже сегодня выпускает уникальную для России продукцию, планирует запуск нового производства. Об объеме инвестиций в новый проект, особенностях ведения бизнеса за границей и формировании цен на продукцию РБК Тюмень рассказал директор предприятия Денис Малышев.
— В какие страны «Салехардский комбинат» планирует начать поставки продукции?
— В рыбной отрасли пока ни одно предприятие ЯНАО не экспортирует продукцию в страны дальнего зарубежья. Мы сейчас ведем работу совместно с окружным департаментом АПК округа по выходу на рынки стран Восточной и Центральной Азии. Например, в Китай. Также в будущем будем рассматривать вопросы по странам Евросоюза.
— Почему выход на рынок ЕС — второстепенная задача?
— В Китае ситуация проще. Культура потребления совсем другая. По численности населения это большая страна. Часть людей достаточно обеспеченные. Там большие проблемы с экологией, с качественным товаром. А наша продукция изготавливается по последним технологиям и стандартам, проходит семь стадий контроля. На последнем этапе делаем лабораторные исследования. Как экологический продукт наш товар там будет пользоваться спросом.
— Экспортировать будете уже существующие виды продукции или же планируется запуск новых?
— По продукции, которую мы уже производим, готовим документы для выхода на новый рынок. Но также рассматривается вопрос о запуске дополнительного производства. Это будет глубокая переработка рыбы, подробности пока сказать не могу. Выход на новые рынки позволит нам закупать у местных рыбодобывающих предприятий дополнительные объемы.
— Где возьмете деньги на запуск нового производства? Рассчитываете на субсидии?
— Это будут частные инвестиции. Они составят на первом этапе порядка 11 млн рублей.
— Каковы сроки реализации проекта?
— Он рассчитан на два года. В этом году будет монтаж оборудования, его пуско-наладка, запуск и начало массового производства, выход на рынок. Расширение рынка сбыта — это уже 2019 год.
— Если вы будете активно экспортировать свою продукцию, ямальцы не пострадают? Как это скажется на местном рынке?
— Нет, не пострадают. В 2017 году была проведена серьезная работа «Салехардским комбинатом» и департаментом АПК округа по доступности продукции и обеспечению продовольственной безопасности региона. И предприятие снизило цены на продукцию, которая продается через нашу розничную сеть на Ямале, на 15%.
— Ваши фирменные магазины работают и в соседних регионах России. Например, в Екатеринбурге. Есть планы по развитию в других субъектах?
— Нашу продукцию уже знают по всей России. Мы представлены во всех федеральных крупных сетях, например, в X5 Retail Group. Консервы продаем и в Краснодарском крае. В 2017 году заключили договор с «Кавказ Регион Продукт». Скоро продукция появится даже в Казахстане.
— Знаю, что продукция продается не только в магазинах, но и в ресторанах в Москве. И речь идет о довольно дорогих заведениях. То есть люди заказывают консервы на ужин?
— Да, но речь не о всей консервации. В основном это элитная продукция, корюшка, например. Но наши консервы есть не только в магазинах и ресторанах, мы также поставляем их в Институт космонавтики, где проходят подготовку, адаптацию, реабилитацию космонавты.
— Раз у вас такие амбициозные планы по завоеванию рынка за границей, значит, экономические показатели у предприятия хорошие? Как закончили год?
— Товарооборот комбината вырос на 20% по отношению к 2016 году, объем глубокой переработки — на 19%. Совокупный объем налоговых отчислений увеличился на 26%. Работу предприятия отметили на разных уровнях. У нас первые места на Межрегиональной агропромышленной выставке Уральского федерального округа. Министерство сельского хозяйства России нас отметило за хорошее качество. Я считаю, это достаточно существенные показатели работы за один год.
— Какую планку поставили себе на 2018?
— Роста выручки от прошлого года на 10%. Увеличим закуп рыбы у местных предприятий минимум на 6%. Будут созданы дополнительные рабочие места. Как следствие — увеличатся налоговые отчисления.
— Два года подряд на Ямале отмечается высокий уровень рыбодобычи. В 2016 году он составил 10 тыс. тонн, в 2017 — 10,4 тыс. тонн. А есть ли у вас какие-то проблемы в работе с поставщиками?
— Сейчас нет. Если нужно, проводятся совещания, рабочие встречи, корректируются определенные моменты.
— Вылов белой рыбы на Ямале ограничен. Есть определенные квоты. Вам их хватает?
— Было бы неплохо, если бы мы вообще перешли на белую рыбу. Но мы в 2017 году перестроились под существующие реалии. И сейчас из белой рыбы у нас 30-35% продукции.
— А было?
— Примерно 50-60%. Но тогда общие объемы производства были намного меньше. Скажем, до прихода новых акционеров, в 2013 году выручка был 200 млн. Сейчас она составляет 365 млн. Увеличение квот было бы хорошо для всех. В том числе для тех, кто добывает рыбу. Себестоимость добычи белой и черной рыбы практически идентична. А цены при реализации сильно разнятся.
— А муксун где закупаете? Вылов этой рыбы на Ямале запрещен.
— Есть субъекты Российской Федерации, например, Якутия, где по квотам в минимальных объемах в 2017 году разрешался вылов муксуна.
— В июне начнет действовать новая система ветеринарного освидетельствования «Меркурий». Документы будет выписываться не на бумажном носителе, а в электронном виде. Это не станет причиной удорожания продукции?
— Изначально программа должна была начать работать с 1 февраля. Так как большинство хозяйствующих субъектов были не готовы, ее старт отложили до лета. На первый взгляд, программа улучшит работу переработчиков. На самом деле — усложнит, так как времени на ветеринарное освидетельствование будет уходить гораздо больше. Но на цене это не отразится.
— Возможно, есть другие факторы, которые могут повлиять на рост цен на вашу продукцию?
— Все зависит от ее себестоимости, конъюнктуры рынка. Выше рынка, несмотря на высокое качество продукции, мы подняться не можем. Спрос рождает предложение. Мы работаем над своими издержками, правильным выстраиванием всех циклов производства.
— У вас себестоимость за последнее время изменилась?
— Она остается на прежнем уровне, а выручка растет. Соответственно, издержки не увеличиваются, но выручка поднимается.
Для справки:
«Салехардский комбинат» — рыбоперерабатывающее предприятие Ямала. С 2013 года его владельцем является екатеринбургская компания «Деловой дом на Архиерейской». На базе ООО «Салехардский комбинат» создана компания «Yamal Product», которая занимается переработкой деликатесной северной рыбы, выловленной в бассейнах сибирских рек (Обь, Полуй и других). Производственные мощности завода позволяют выпускать до 4 млн банок консервированной кулинарии. На заводе реализовано производство полного цикла. Линейка продуктов предприятия практически не имеет аналогов на российском рынке.