В Тюмени предложили доработать закон о КРТ в части размера компенсаций
Для снижения общественного напряжения вокруг темы комплексного развития территорий (КРТ) предложено пересмотреть механизм расчета компенсаций за изъятие жилья. Однако для этого потребуются законодательные изменения. Об этом на Градостроительном форуме заявил директор Института развития агломерации Нижегородской области Михаил Генин.
Оценкой и назначением выплат занимаются госучреждения с привлечением независимых оценщиков. Часть тюменцев, чьи дома попали под КРТ, оказываются недовольны размером предложенных выплат, поскольку это означает смену района или приобретение квартиры меньшей площади чем та, что была в собственности.
«Такая ситуация, когда собственнику может не хватить денег от компенсации, чтобы куда-то переехать, вполне возможна. И я думаю, что этот вопрос мог бы стать той законодательной инициативой, которая помогла бы работать с гражданами. Мы попробуем выйти с таким предложением. Сейчас это не полностью урегулированный вопрос, но на уровне Нижегородской области мы научились с этим работать. Ввели четкие критерии для тех индивидуальных жилых домов, которые могут попасть в границы КРТ. Также в экономику программы закладывается коэффициент улучшения жилищных условий. То есть если мы расселяем 10 тыс. кв. м жилья, то должны предоставить 12-13 тыс. кв. м для расселения. Такая практика показывает высокий процент успеха. На территории нашего региона из шести обширных территорий, попавших под КРТ, сложная история с инициативной группой возникла только на одной из них, но она в данный момент уже решена. Важно транслировать позитивный опыт, чтобы другие собственники видели, что не все так плохо», — пояснил Михаил Генин.
Руководитель отдела подготовки земельного банка застройщика «Брусника» Павел Корнеев отметил важность поиска компромиссов в процессе переговоров с собственниками.
«Проблематика КРТ по большому счету связана именно с компенсациями. Здесь единственный рецепт для застройщиков — это разговаривать с людьми эмпатично, проводить множество раундов переговоров. В особенности это касается индивидуального жилого строительства (ИЖС). Нужно выслушать позицию собственника, пытаться найти компромиссы. Сейчас у «Брусники» в Тюмени три участка КРТ, и у нас вполне получается найти точки соприкосновения. Иногда это занимает очень много времени, но мы всегда стараемся договориться, а не проводить процедуры изъятия. Тогда и негатива вокруг этой темы будет гораздо меньше, и это единственный рабочий способ», — добавил Павел Корнеев.
Городской антрополог Дарья Радченко пояснила, почему КРТ вызывает негативную реакцию в обществе, и также отметила, что своевременное общение с людьми способно решить большинство вопросов и значительно снизить градус негатива.
«Для человека это стресс разрушения привычного пространства. Логично, что в результате возникает противодействие, но ощущение принадлежности — это не просто чувство, а результат социальных практик. Главный враг любой трансформации — это неопределенность. Поэтому важно проводить с людьми разъяснительную работу, в особенности с инициативными. Как показывает практика, ярые противники проведения программ КРТ — это бесценный источник информации, и решив их основную боль, можно прийти к согласию. Важно предлагать людям механизмы нивелирования страхов», — прокомментировала эксперт.
Сейчас в регионе заключено 25 договоров о проведении программ КРТ. В проработке находятся еще 10 территорий. Почти все из них расположены в Тюмени, одна — в Тобольске. О других городах и районах региона пока речи нет. Наиболее скандальным включением земель в программу стала процедура в Заречном районе, жители которого дважды обращались к президенту Владимиру Путину с просьбой отменить решение о КРТ на этом участке.