«Травмирован весь город». Как людям прийти в себя после резни в ХМАО
После резни в Сургуте многих жителей самого крупного города ХМАО охватил страх: люди обсуждали ситуацию в соцсетях и признавались, что просто боятся выйти на улицу. Чувство тревоги испытали и жители других регионов. Психолог Рамиля Аксенова рассказала РБК Тюмень, как пережить трагедию и что нельзя делать ни в коем случае.
— Рамиля, как перестать паниковать после подобных происшествий, побороть страх?
— Травму получили люди, которые стали жертвами нападавшего. Но самое главное — травмирован весь город. После таких происшествий всегда появляется ощущение небезопасности. Думаю, что цель таких случаев — не убить, а напугать людей, дестабилизировать ситуацию. Важно, чтобы люди боялись, их привычная жизнь была нарушена, чтобы они накручивали себя в социальных сетях и никуда не выходили.
Что я могу порекомендовать? Нам нужно собраться, включить голову, насколько это возможно при стрессе. Нельзя зацикливаться на этой трагедии, нужно думать о том, что происходит сейчас, в данную минуту, планировать будущее. Важно не дать этому событию разрушить твою жизнь.
Нужно, чтобы люди сплотились не в страхе, а обсудили, как сделать город безопаснее.
Нельзя показывать слабость, создавать истерику в соцсетях, укреплять противника.
Еще важно наблюдать за детьми. Смотрите, детки, когда считывают общую нервозность, могут либо сильно испугаться, либо рваться защищать. Здесь важно смотреть, например, не положил ли ребенок в рюкзак что-нибудь острое. Вы его напугали, сказали, что вокруг бегают страшные дядьки с ножами, а после он верит, что ему нужно себя и маму защитить.
Кроме этого, не нужно снимать стресс с помощью алкоголя. Это не помогает, а только усугубляет ситуацию, провоцирует на неадекватное поведение — плачь, агрессию, посты в соцсетях о том, что все умрут.
Любое подобное событие дестабилизирует общество. Единственная наша сильная сторона — понимание, что, если мы будем по этому поводу переживать, то эти часы и дни жизни мы отдадим преступнику.
— По одной из версий, нападавший в Сургуте мог страдать психическим заболеванием. Возможно ли распознать психически нездорового человека в толпе?
— Стопроцентного способа нет. Как говорят психиатры: «Здоровых нет, есть недообследованные». Очевидные способы обезопасить себя — прислушаться к интуиции. Человек идет не в том темпе, как все, он одет не по погоде, у него стеклянные глаза, он перевозбужден... Нужно держаться от таких как можно дальше. Это нормальное желание. В данном случае самозащита и сохранение здоровья близких — главное. Я, например, не стесняюсь, когда вижу таких граждан, вызывать полицию или скорую помощь в зависимости от ситуации.
— А как реагировать, если ты стал очевидцем ситуации, произошедшей в Сургуте?
— Здоровая реакция — бежать и вызывать полицию. Кроме этого, важно очень громко сообщить окружающим о том, что что-то происходит не так. Единственная цель — спасти себя и оповестить как можно большее количество людей.
— По вашему опыту, после подобных происшествий растет число людей, которым нужна помощь психолога?
— Конечно. Хорошо, что есть бесплатные службы. В больших городах на такие трагедии выезжают группы квалифицированных психологов, обученные работать в экстремальных ситуациях. Есть и психологи-волонтеры. Важно работать с людьми, у которых перевернулся мир, нарушена жизнь.
Происшествие в Сургуте, напомним, произошло в субботу, 19 августа. В центре города молодой человек напал на прохожих. Семь человек получили ножевые ранения. Запрещенная в России террористическая организация «Исламское государство» взяла на себя ответственность за произошедшее. Однако уголовное дело было возбуждено по статье «Покушение на убийство». Впрочем, в СК РФ заявили, что рассматривают разные версии причин произошедшего.