Власти объяснили, что делать тюменским таксистам после 1 сентября
С 1 сентября 2024 года у тюменских таксистов появилась новая обязанность — застраховать гражданскую ответственность перевозчика (полис ОСГОП). Новый вид страховки будет действовать наряду с ОСАГО. В Главном управлении строительства Тюменской области — уполномоченном органе, который предоставляет государственные услуги регистрации в сфере такси, сообщили, что у перевозчиков есть два месяца для подачи данных о приобретении такого полиса, чтобы не лишиться разрешения на работу.
Как отметили в ГУС, такой длительный переходный период в первую очередь позволит действующим перевозчикам приобрести, а также подать данные в ведомство о наличии полиса, чтобы внести эти данные в соответствующие реестры. Как пояснили РБК Тюмень эксперты ведомства, по сути, наличие записи в реестре перевозчиков и является разрешением на работу такси. Чтобы внести данные о перевозчике в реестр, он проходит множество проверок, среди которых и наличие полиса ОСГОП. В тоже время в ГУСе обратили внимание на то, что ОСГОП не нужно воспринимать как еще одно излишнее требование к перевозчикам.
«ОСГОП направлен на гарантию сохранения прав пассажиров в случае, если произошло ДТП — был причинен ущерб здоровью или имуществу, но дает гарантии перевозчику, так как в случае отсутствия этой страховки возместить ущерб должен перевозчик. Перевозчиком может оказаться физическое лицо, у которого может не оказаться той суммы, которая подлежит возмещению», — отметили в ГУСе.
ОСГОП гарантирует выплату пострадавшим пассажирам до 2 млн руб. за жизнь и здоровье и до 23 тыс. руб. за имущество.
Как сообщили в Центробанке, для страховых компаний определен диапазон стоимости полиса ОСГОП на один автомобиль — от 1,3 тыс. до 5,4 тыс. руб. в год. Стоит отметить, что в Тюмени, если смотреть на тарификацию ОСАГО, территориальный коэффициент один из самых высоких в стране — 1,8, такой же как в городах миллионниках и мегаполисах. Это может говорить, что страховые компании вряд ли будут предлагать ОСГОП по нижней планке стоимости. При этом методику формирования цены ОСГОП раскритиковали в профессиональном сообществе таксистов.
«Мы хотели бы отметить, что есть кризис недоверия таксомоторного рынка к страховым компаниям — такое недоверие начало зарождаться, когда рынок столкнулся с отказами в выдаче полисов ОСАГО легкового такси, а далее с кратным ростом стоимости полиса ОСАГО легкового такси на фоне снижающейся аварийности. Поэтому появление дополнительного страхования для перевозчиков такси в данном случае еще больше ухудшает отношения со страховыми компаниями, и многие таксопарки и самозанятые водители такси рассматривают возможность работать в нелегальном поле», — сообщила РБК Тюмень председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
В пресс-службе сервиса такси «Максим» также сообщили, что не понимают ценообразования данной страховки.
«Сервису «Максим» добровольная программа возмещения, подобная ОСГОП, обходится в 120 рублей в год на каждого водителя. Отличие в том, что в сервисе защищены жизнь и здоровье не только пассажиров, но и водителей. Как формируют страховые тарифы — это не прозрачная тема», — ответили там.
Тем не менее с 1 сентября тюменские таксисты должны будут приобрести такие полисы. Как указано в реестре перевозчиков такси Тюменской области, на 30 августа разрешение имеют 647 перевозчиков, из них менее 10% — это юрлица, а более половины индивидуальные предприниматели, остальные являются самозанятыми.
«Договор ОСГОП должен заключить со страховой компанией перевозчик. В самом договоре должны быть перечислены все транспортные средства, которые перевозчик использует в предпринимательской деятельности — за счет этого в договоре будут фигурировать и перевозчик (ЮЛ, ИП, ФЛ), и используемые им транспортные средства», — отметили в ГУСе.
При этом водители такси, работающие на юрлицо, не являются перевозчиками и им не нужно будет покупать полис ОСГОП.
Ранее эксперты оценили, на сколько нововведение ОСГОП повлияет на стоимость такси в Тюменской области и на рынок в частности.