«Мы сильно недооцениваем проблему»: кофейни Тюмени резко подняли цены
Тюменские кофейни осенью резко повысили цены. Если летом чашка капучино стоила от 99 до 168 руб., то в сентябре — от 149 до 199 руб. До конца года цены на напиток вырастут еще больше. Разница приведена с учетом утренних скидок, размер которых может достигать 40%. Речь идет о заведениях, где цена напитка изначально была ниже средней. Подорожание произошло на фоне мирового роста стоимости сорта Arabica, он поднялся в цене до максимума с 2011 года. Об этом РБК Тюмень рассказали эксперты и участники рынка.
Гендиректор сети кофеен «Паруса» Максим Гуральник отметил, что в начале лета в кофейнях уже отмечался рост на 20-30%. Со временем они были уменьшены, так как покупатели ориентированы на более низкую цену, но сделать это смогли не везде. Причем речь не идет об общепите в целом, поскольку там причины повышения или снижения могут быть совершенно другими, в то время как конкретно кофейный бизнес более чувствителен к внешним факторам на рынке зерна.
«Мы повышали от 10% до 20% именно на позиции, в приготовлении которых присутствует эспрессо. Но даже так мы смогли удержать цены на приемлемом уровне. Пока это получается. В целом тюменский рынок нет смысла обособлять от общероссийского, так как факторы повышения сейчас для всех одинаковы: стремительный рост курса доллара, максимальная цена зерна на бирже, которая также определяется в долларах, и сложность его оплаты напрямую. Сейчас зерно приходится покупать через агентов, которые берут комиссию. От этого себестоимость еще выше. За последние два месяца цена поднялась на 20%, и по прогнозам это не предел», — пояснил Максим Гуральник.
Помимо перечисленных факторов, он также обратил внимание на общемировые тенденции. И хотя неурожай в странах-поставщиках уже давно не является новой причиной, его влияние невозможно игнорировать.
«Говоря в общем о неурожае зерна в Бразилии и Вьетнаме, мы сильно недооцениваем проблему. Многие могут воспринять аргумент «неурожай» из года в год как притянутый за уши повод поднять цены, но все сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В 2022 году был не просто неурожай, а заморозки в Бразилии, которые привели к гибели примерно 5% плантаций. Однако часть деревьев, которые перенесли заморозки, из-за стресса также снизили производительность и в 2023 году практически не дали урожая. Все это накладывается на двухгодичный цикл производства кофе в Бразилии, где в первый год — большой урожай, а второй год — маленький. Все это влияет на запасы сертифицированного кофе в мире, которые в какой-то момент упали ниже 200 тыс. мешков. Для понимания: цифра в 1 млн мешков запасов на бирже уже говорит о дефиците предложения», — добавил эксперт.
При этом погода по-прежнему является важным фактором, влияющим на формирование цены на бирже. Засуха, которая держалась в Бразилии долгое время, стала критичной именно сейчас, после цветения, и может повлиять на количество урожая следующего года. Это держит цены на бирже на высоком уровне.
Доцент кафедры корпоративных финансов и управления Финансового университета при правительстве РФ Ольга Борисова привела данные об удорожании кофе по отрасли.
«Фьючерс на кофе сорта Arabica за год подорожал на 66,04% — 311/187,3. Robusta на лондонской бирже скорректировалась в 2,06 раза — 4920/2388. Это обусловлено ростом банковских комиссий за осуществление международных расчетов и известиями о снижении прогноза по урожаю кофе в Бразилии и Вьетнаме. Кроме того, в России растут издержки в сфере общепита. Увеличение цены заемного капитала составило 46%, что в свою очередь обусловлено необходимостью повышения зарплаты обслуживающего персонала на 25-30%, чтобы сократить кадровый голод. Представленная статистика свидетельствует о том, что повышение цен затронет отрасль в целом», — прокомментировала Ольга Борисова.
По данным «Контур. Маркета», в августе в кофейнях Тюмени разные виды этого напитка объемом 180-200 мл подорожали от 15 до 27 руб. Например, средняя цена капучино выросла со 189 до 213 руб. (+13%), латте — со 180 до 207 руб. Несмотря на укрепление культуры потребления вне дома и стабильный рост расходов тюменцев на общепит, кофейни могут вынужденно перейти к западной модели бизнеса, где сырьевая себестоимость продукта составляет лишь 10-15% от цены, а остальная ее часть — расходы на персонал.