Ирина Косогорова о тюменском туризме: «С рынка исчезают слабые»

В последние годы началось активное развитие как внутреннего туризма в целом в России, так и в Тюменской области. Люди все чаще хотят взглянуть на местные достопримечательности и отдохнуть, не выезжая за пределы страны. О том, почему путешествия по регионам становятся все более популярными и в чем преимущество Тюменской области, в интервью РБК Тюмень рассказала Ирина Косогорова, генеральный директор ООО «Школа гостеприимства и сервиса», сопредседатель и руководитель комитета «Эффективное предпринимательство» ТОО «Деловая Россия», бизнес-коуч. Ирина Косогорова работает в сфере туризма с 2008 года, почти 10 лет была в Совете «Ассоциации гостеприимства Тюменской области» и помогает предпринимателям запускать объекты для отдыха по всему региону.
— В последние годы интерес туристов к Тюменской области растет. Почему наш регион стал вызывать интерес?
— Туристическая отрасль сейчас на пике популярности за счет того, что правительство сфокусировало свое внимание и интерес бизнеса на ней. Раньше в России всего несколько регионов занимались развитием туризма, в то время как в маленькой Европе это делают уже около 300 лет. Сейчас мы фактически выстраиваем эту работу с нуля, в том числе и сервис. Улучшается насмотренность, растут требования, людям хочется больше впечатлений. Если сравнивать 2023 и 2024 годы, то в нашем регионе заметен очередной прирост туристов — с 3,4 до 4 млн человек. И с каждым годом усилия тюменского правительства становятся более заметными, точечными и взвешенными. Наш регион продвигают в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и т. д. И там ни у кого не возникает вопросов, что мы можем быть туристическим регионом.
— Какова обратная связь от тех, кто побывал у нас? Почему они выбирают именно Тюменскую область?
— Все зависит от ожиданий гостей. Одно можно сказать точно — у нас есть предложения под разные потребности. Например, есть санаторий, который является раскрученным фешенебельным вариантом наряду с «ИстокЪ», X-Clinic, «Первая линия». Это федеральные проекты с очень высоким чеком, в то время как наша здравница, имея качественную базу, профессиональных врачей и широкий набор услуг, стоит пока дешевле. Поэтому посетившие ее москвичи очень часто возвращаются. Если раньше гостей из столицы там нельзя было увидеть вовсе, то теперь в этот санаторий без брони не могут попасть даже сами тюменцы. То есть спрос на качественные объекты увеличивается.
— Гости из каких регионов приезжают к нам чаще всего?
— Больше всего туристов приезжает из соседних регионов — ХМАО, Свердловской области, ЯНАО. Туристы из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов составляют меньшую часть. Сейчас средний чек на одного туриста за 2–4 дня пребывания — около 90 тыс. руб. В 2023 году тратили около 83 тыс. руб., в 2022 году — 69 тыс. руб.
— Распространено мнение, что если добавить к этой сумме 20–30 тыс. руб., то лучше будет отдохнуть за границей. Почему на этом фоне растет спрос на внутренний туризм?
— Тенденция на то, что туристы, у которых есть деньги, начинают больше смотреть Россию, однозначно присутствует. Понятно, что наш регион никак не может конкурировать с морским берегом. Глупо объявлять себя конкурентом черноморскому и турецкому побережьям. Но мы точно можем конкурировать с другими 85 регионами России. Людям всегда хочется впечатлений, и чтобы их получать, необязательно лететь в другую страну. Как правило, такие туристы со своей насмотренностью более требовательны, но мы видим, что с каждым годом средняя продолжительность пребывания гостя в регионе увеличивается. Это говорит о том, что мы нарастили количество точек интереса и оформили их на должном уровне. Кроме того, в регион за последние несколько лет зашло много федеральных игроков, которые гораздо быстрее приводят сервис в порядок за счет своих стандартов.
— Приезжают ли отдыхать в Тюменскую область туристы из других стран?
— Да, к нам едут даже из Европы, но таких гостей пока не очень много. Их доля составляет 1-2% от общего турпотока. В основном европейцы выбирают медицинский туризм, и сейчас прослеживается четкая тенденция на его развитие. При этом из многих регионов они выбирают именно Тюменскую область, потому что у нас сильная медицинская база, которая обеспечена работой Медгорода, лечением онкологии, нейрохирургией, есть радиологический центр, много сделано в части реабилитации. Также популярны проекты превентивной медицины, направленной на предотвращение различных заболеваний. Развитие термальных комплексов дополняет этот интерес. Помимо улучшения здоровья и качества жизни, европейцев интересует история царской семьи. Также есть часть туристов из Азии, изучающих историю Советского Союза.
— Внутренний туризм развивается. Отражается ли это на прибыли тюменских представителей отрасли? Или инфляция нивелирует рост расходов? Если да, то какие расходы выросли и почему?
— Расходы однозначно выросли по всем направлениям. Большая часть связана с коммунальными платежами, ростом цен на энергоресурсы и заграничными поставками: многих комплектующих оборудования в России просто нет. А если что-то ввозится из-за рубежа, то стоимость зависит от курса доллара и пошлин. Например, в отелях большая часть лифтов европейского производства. Надо отметить, что сейчас в новых проектах у нас все больше появляется качественных российских аналогов, то есть туристическая отрасль, как и все остальные, адаптируется. Доходность есть, и она приятная. Во всяком случае была таковой в прошлом году. Туристический бизнес — это про эмоции, а на них люди готовы тратить больше, чем на все остальное.
— Какие еще вызовы возникали перед отраслью? Удалось ли их преодолеть?
— С 1 января 2025 года туризм как бизнес должен работать в новых налоговых условиях, у кого-то может возникнуть НДС или можно лишиться права на определенные льготы. Более того, подобные изменения всегда ведут к тому, что бизнес приходится перестраивать изнутри: бухгалтерию, взаимодействие с контрагентами и т. п. Также туризм — одна из самых человекоемких отраслей. У работников растут зарплатные ожидания, это ведет к тому же росту расходов. Но, как мне кажется, бизнес, и не только туристический, привык уже к любым вызовам. Нет ничего критичного, что могло бы нанести отрасли непоправимый урон.
— Свободна ли туристическая отрасль Тюменской области для новых игроков и проектов?
— Места для новых игроков еще очень много. Кроме того, с рынка всегда исчезают слабые — те, кто не работает для гостя. Если говорить про туристический продукт, то явно не хватает экскурсий и мест размещения. Сейчас загрузка отелей, санаториев и баз отдыха в праздники может достигать 80%. С общепитом ситуация лучше, но там регулярно происходит такая ротация.
— Какие тренды в туристической отрасли вы можете отметить?
— Интересно то, что Тюмень, не являясь городом-миллионником, становится интересна федеральным сетям, которые обычно заходят только в большие города. Эта тенденция уже набрала обороты, и в областной столице этому особо никто не сопротивляется. Приход крупных компаний в Тюмень в будущем будет только усиливаться. Мы лакомый кусочек. И да, местному бизнесу придется подстраиваться. Хотя даже сейчас в Тюмени есть много качественных проектов, способных конкурировать с федералами. Еще одна тенденция — рост популярности выездов выходного дня в Ялуторовск и Тобольск, в том числе среди многодетных семей. Это недалеко и хороший вариант отдыха для них.
Ярко проявляется тренд на фестивали, в том числе гастрономические, когда за красивой и вкусной едой могут поехать в другой город. Яркий тому пример — «Лето в Тобольском Кремле», на котором выступают артисты федерального уровня, «Абалакское поле» — реконструкция сражений и т. д. Мы научились делать что-то и сейчас находимся в стадии, когда учимся делать это красиво и качественно.
— Какие тюменские туристические объекты, на ваш взгляд, повлияют на развитие сферы?
— Это развитие наших термальных комплексов «Марциаль», «Верхний бор», «Советский», «Аван», «Сосновый бор» и другие, открытие отеля Azimut, развитие загородных комплексов — глемпингов, как «Море леса», «Сны леса». Появляются интересные тематические пространства, такие как «Сибирский след».
Также появляются новые туристические маршруты: например, «Семь деревень», в рамках которого за один день можно посетить несколько населенных пунктов и познакомиться с интересными объектами и продукцией местных ремесленников. Маршрут разработан и, думаю, что запустится в ближайшее время. Сейчас в Тобольске строят большой сетевой апарт-отель, также правительство Тюменской области презентовало проект туристического кластера «Жемчужина Сибири».
В районе с. Каменка планируется реализовать туристический комплекс с пристанью, возможностью курсировать по реке, посетить конюшню и спортивный комплекс. Там также появятся термальные источники. Это будет проект европейского качества. Помимо этого, планируется расширение придорожного комплекса «Теплый стан». Там появится ремесленная слобода, более «местечковая», но интересная по наполнению.
— Что еще может поспособствовать развитию туризма в Тюменской области?
— Сейчас активно идет реконструкция аэропорта «Рощино». Это очень важно для регионального туризма, поскольку новый терминал позволит увеличить входящий турпоток, а это означает удобные рейсы и увеличение количества направлений, в том числе международных. На сегодняшний день проходимость аэропорта весьма ограничена, а его расширение заметно скажется на привлекательности региона. Знаю также, что там запланировано размещение объектов общепита высокого класса. Расширение и благоустройство автомобильных межгородских трасс в соседние регионы сократит путь и тоже поспособствует развитию туризма.
— Если же говорить в целом о бизнесе, то какие тренды вы как коуч сейчас видите?
— Главный тренд в бизнесе сейчас — это польза для людей. Важно, чтобы у любого проекта была какая-то миссия. Просто собрать деньги и разойтись — это уже не работает. Сейчас бизнес — это в первую очередь про грамотную и продуманную концепцию, которой должен гореть собственник. Из-за этого значительно возросла роль сервиса, чтобы клиенты готовы были платить деньги за то, что для них делают. Это же касается и работников, особенно молодого поколения, которое держится не за место или бренды, а за смыслы в своей работе. Эти два аспекта связаны между собой, так как если персонал доволен и счастлив, то он поделится этой энергией с гостем. Сервис сегодня разворачивается не с парадигмы «как сделать так, чтобы клиент оставил больше денег», а с другого подхода — «как сделать так, чтобы ему было комфортно именно у тебя». Мы как потребители развиваемся достаточно быстро. Предпринимателю надо отслеживать наши потребительские запросы, развивать внимательность, наблюдательность, любознательность, коммуникации, скорость реагирования, свою жизнестойкость. Изучать, как исследователь, себя, свой бизнес и своих клиентов.
— Какие сферы бизнеса сегодня наиболее перспективны?
— В первую очередь можно выделить сферы промышленности и перевозок. Также сильно растет запрос на сувенирную продукцию: качественную, аутентичную, авторскую. Сегодня сувениры могут продаваться за 10, 20 и 30 тыс. руб. Заметно развивается и сфера образования: люди с каждым днем все больше хотят что-то узнавать, вкладывать в себя и своих детей. Однако в целом говорить, что какая-то сфера сильно востребована, я бы не стала. Сегодня можно найти себя практически в любом направлении, если есть интересная востребованная идея, которая будет воплощена качественно. Часто идеи находятся на стыке каких-то сфер.
За семь лет поток туристов в Тюменской области вырос в два раза. По оценкам властей, к 2030 году этот показатель должен составить 7 млн человек. При этом уже сейчас отели и гостиницы достигли потолка по возможностям размещения гостей. Их загрузка в период отпуск и масштабных деловых мероприятий достигает 80%. По этой причине инвесторы рассматривают регион для открытия новых туробъектов. В середине прошлого года открылся «AZIMUT Сити Отель Тюмень». Планируется начать строительство отеля на 164 номера Domina Tyumen.