Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
808 
Эксклюзив

Ирина Косогорова о тюменском туризме: «С рынка исчезают слабые»

Тюмень стала интересна федеральным сетям туристической отрасли
Фото: Из личного архива Ирины Косогоровой
Фото: Из личного архива Ирины Косогоровой

В последние годы началось активное развитие как внутреннего туризма в целом в России, так и в Тюменской области. Люди все чаще хотят взглянуть на местные достопримечательности и отдохнуть, не выезжая за пределы страны. О том, почему путешествия по регионам становятся все более популярными и в чем преимущество Тюменской области, в интервью РБК Тюмень рассказала Ирина Косогорова, генеральный директор ООО «Школа гостеприимства и сервиса», сопредседатель и руководитель комитета «Эффективное предпринимательство» ТОО «Деловая Россия», бизнес-коуч. Ирина Косогорова работает в сфере туризма с 2008 года, почти 10 лет была в Совете «Ассоциации гостеприимства Тюменской области» и помогает предпринимателям запускать объекты для отдыха по всему региону.

— В последние годы интерес туристов к Тюменской области растет. Почему наш регион стал вызывать интерес?

— Туристическая отрасль сейчас на пике популярности за счет того, что правительство сфокусировало свое внимание и интерес бизнеса на ней. Раньше в России всего несколько регионов занимались развитием туризма, в то время как в маленькой Европе это делают уже около 300 лет. Сейчас мы фактически выстраиваем эту работу с нуля, в том числе и сервис. Улучшается насмотренность, растут требования, людям хочется больше впечатлений. Если сравнивать 2023 и 2024 годы, то в нашем регионе заметен очередной прирост туристов — с 3,4 до 4 млн человек. И с каждым годом усилия тюменского правительства становятся более заметными, точечными и взвешенными. Наш регион продвигают в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и т. д. И там ни у кого не возникает вопросов, что мы можем быть туристическим регионом.

— Какова обратная связь от тех, кто побывал у нас? Почему они выбирают именно Тюменскую область?

— Все зависит от ожиданий гостей. Одно можно сказать точно — у нас есть предложения под разные потребности. Например, есть санаторий, который является раскрученным фешенебельным вариантом наряду с «ИстокЪ», X-Clinic, «Первая линия». Это федеральные проекты с очень высоким чеком, в то время как наша здравница, имея качественную базу, профессиональных врачей и широкий набор услуг, стоит пока дешевле. Поэтому посетившие ее москвичи очень часто возвращаются. Если раньше гостей из столицы там нельзя было увидеть вовсе, то теперь в этот санаторий без брони не могут попасть даже сами тюменцы. То есть спрос на качественные объекты увеличивается.

— Гости из каких регионов приезжают к нам чаще всего?

— Больше всего туристов приезжает из соседних регионов — ХМАО, Свердловской области, ЯНАО. Туристы из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов составляют меньшую часть. Сейчас средний чек на одного туриста за 2–4 дня пребывания — около 90 тыс. руб. В 2023 году тратили около 83 тыс. руб., в 2022 году — 69 тыс. руб.

— Распространено мнение, что если добавить к этой сумме 20–30 тыс. руб., то лучше будет отдохнуть за границей. Почему на этом фоне растет спрос на внутренний туризм?

— Тенденция на то, что туристы, у которых есть деньги, начинают больше смотреть Россию, однозначно присутствует. Понятно, что наш регион никак не может конкурировать с морским берегом. Глупо объявлять себя конкурентом черноморскому и турецкому побережьям. Но мы точно можем конкурировать с другими 85 регионами России. Людям всегда хочется впечатлений, и чтобы их получать, необязательно лететь в другую страну. Как правило, такие туристы со своей насмотренностью более требовательны, но мы видим, что с каждым годом средняя продолжительность пребывания гостя в регионе увеличивается. Это говорит о том, что мы нарастили количество точек интереса и оформили их на должном уровне. Кроме того, в регион за последние несколько лет зашло много федеральных игроков, которые гораздо быстрее приводят сервис в порядок за счет своих стандартов.

— Приезжают ли отдыхать в Тюменскую область туристы из других стран?

— Да, к нам едут даже из Европы, но таких гостей пока не очень много. Их доля составляет 1-2% от общего турпотока. В основном европейцы выбирают медицинский туризм, и сейчас прослеживается четкая тенденция на его развитие. При этом из многих регионов они выбирают именно Тюменскую область, потому что у нас сильная медицинская база, которая обеспечена работой Медгорода, лечением онкологии, нейрохирургией, есть радиологический центр, много сделано в части реабилитации. Также популярны проекты превентивной медицины, направленной на предотвращение различных заболеваний. Развитие термальных комплексов дополняет этот интерес. Помимо улучшения здоровья и качества жизни, европейцев интересует история царской семьи. Также есть часть туристов из Азии, изучающих историю Советского Союза.

— Внутренний туризм развивается. Отражается ли это на прибыли тюменских представителей отрасли? Или инфляция нивелирует рост расходов? Если да, то какие расходы выросли и почему?

— Расходы однозначно выросли по всем направлениям. Большая часть связана с коммунальными платежами, ростом цен на энергоресурсы и заграничными поставками: многих комплектующих оборудования в России просто нет. А если что-то ввозится из-за рубежа, то стоимость зависит от курса доллара и пошлин. Например, в отелях большая часть лифтов европейского производства. Надо отметить, что сейчас в новых проектах у нас все больше появляется качественных российских аналогов, то есть туристическая отрасль, как и все остальные, адаптируется. Доходность есть, и она приятная. Во всяком случае была таковой в прошлом году. Туристический бизнес — это про эмоции, а на них люди готовы тратить больше, чем на все остальное.

— Какие еще вызовы возникали перед отраслью? Удалось ли их преодолеть?

— С 1 января 2025 года туризм как бизнес должен работать в новых налоговых условиях, у кого-то может возникнуть НДС или можно лишиться права на определенные льготы. Более того, подобные изменения всегда ведут к тому, что бизнес приходится перестраивать изнутри: бухгалтерию, взаимодействие с контрагентами и т. п. Также туризм — одна из самых человекоемких отраслей. У работников растут зарплатные ожидания, это ведет к тому же росту расходов. Но, как мне кажется, бизнес, и не только туристический, привык уже к любым вызовам. Нет ничего критичного, что могло бы нанести отрасли непоправимый урон.

— Свободна ли туристическая отрасль Тюменской области для новых игроков и проектов?

— Места для новых игроков еще очень много. Кроме того, с рынка всегда исчезают слабые — те, кто не работает для гостя. Если говорить про туристический продукт, то явно не хватает экскурсий и мест размещения. Сейчас загрузка отелей, санаториев и баз отдыха в праздники может достигать 80%. С общепитом ситуация лучше, но там регулярно происходит такая ротация.

— Какие тренды в туристической отрасли вы можете отметить?

— Интересно то, что Тюмень, не являясь городом-миллионником, становится интересна федеральным сетям, которые обычно заходят только в большие города. Эта тенденция уже набрала обороты, и в областной столице этому особо никто не сопротивляется. Приход крупных компаний в Тюмень в будущем будет только усиливаться. Мы лакомый кусочек. И да, местному бизнесу придется подстраиваться. Хотя даже сейчас в Тюмени есть много качественных проектов, способных конкурировать с федералами. Еще одна тенденция — рост популярности выездов выходного дня в Ялуторовск и Тобольск, в том числе среди многодетных семей. Это недалеко и хороший вариант отдыха для них.

Ярко проявляется тренд на фестивали, в том числе гастрономические, когда за красивой и вкусной едой могут поехать в другой город. Яркий тому пример — «Лето в Тобольском Кремле», на котором выступают артисты федерального уровня, «Абалакское поле» — реконструкция сражений и т. д. Мы научились делать что-то и сейчас находимся в стадии, когда учимся делать это красиво и качественно.

— Какие тюменские туристические объекты, на ваш взгляд, повлияют на развитие сферы?

— Это развитие наших термальных комплексов «Марциаль», «Верхний бор», «Советский», «Аван», «Сосновый бор» и другие, открытие отеля Azimut, развитие загородных комплексов — глемпингов, как «Море леса», «Сны леса». Появляются интересные тематические пространства, такие как «Сибирский след».

Также появляются новые туристические маршруты: например, «Семь деревень», в рамках которого за один день можно посетить несколько населенных пунктов и познакомиться с интересными объектами и продукцией местных ремесленников. Маршрут разработан и, думаю, что запустится в ближайшее время. Сейчас в Тобольске строят большой сетевой апарт-отель, также правительство Тюменской области презентовало проект туристического кластера «Жемчужина Сибири».

В районе с. Каменка планируется реализовать туристический комплекс с пристанью, возможностью курсировать по реке, посетить конюшню и спортивный комплекс. Там также появятся термальные источники. Это будет проект европейского качества. Помимо этого, планируется расширение придорожного комплекса «Теплый стан». Там появится ремесленная слобода, более «местечковая», но интересная по наполнению.

— Что еще может поспособствовать развитию туризма в Тюменской области?

— Сейчас активно идет реконструкция аэропорта «Рощино». Это очень важно для регионального туризма, поскольку новый терминал позволит увеличить входящий турпоток, а это означает удобные рейсы и увеличение количества направлений, в том числе международных. На сегодняшний день проходимость аэропорта весьма ограничена, а его расширение заметно скажется на привлекательности региона. Знаю также, что там запланировано размещение объектов общепита высокого класса. Расширение и благоустройство автомобильных межгородских трасс в соседние регионы сократит путь и тоже поспособствует развитию туризма.

— Если же говорить в целом о бизнесе, то какие тренды вы как коуч сейчас видите?

— Главный тренд в бизнесе сейчас — это польза для людей. Важно, чтобы у любого проекта была какая-то миссия. Просто собрать деньги и разойтись — это уже не работает. Сейчас бизнес — это в первую очередь про грамотную и продуманную концепцию, которой должен гореть собственник. Из-за этого значительно возросла роль сервиса, чтобы клиенты готовы были платить деньги за то, что для них делают. Это же касается и работников, особенно молодого поколения, которое держится не за место или бренды, а за смыслы в своей работе. Эти два аспекта связаны между собой, так как если персонал доволен и счастлив, то он поделится этой энергией с гостем. Сервис сегодня разворачивается не с парадигмы «как сделать так, чтобы клиент оставил больше денег», а с другого подхода — «как сделать так, чтобы ему было комфортно именно у тебя». Мы как потребители развиваемся достаточно быстро. Предпринимателю надо отслеживать наши потребительские запросы, развивать внимательность, наблюдательность, любознательность, коммуникации, скорость реагирования, свою жизнестойкость. Изучать, как исследователь, себя, свой бизнес и своих клиентов.

— Какие сферы бизнеса сегодня наиболее перспективны?

— В первую очередь можно выделить сферы промышленности и перевозок. Также сильно растет запрос на сувенирную продукцию: качественную, аутентичную, авторскую. Сегодня сувениры могут продаваться за 10, 20 и 30 тыс. руб. Заметно развивается и сфера образования: люди с каждым днем все больше хотят что-то узнавать, вкладывать в себя и своих детей. Однако в целом говорить, что какая-то сфера сильно востребована, я бы не стала. Сегодня можно найти себя практически в любом направлении, если есть интересная востребованная идея, которая будет воплощена качественно. Часто идеи находятся на стыке каких-то сфер.

За семь лет поток туристов в Тюменской области вырос в два раза. По оценкам властей, к 2030 году этот показатель должен составить 7 млн человек. При этом уже сейчас отели и гостиницы достигли потолка по возможностям размещения гостей. Их загрузка в период отпуск и масштабных деловых мероприятий достигает 80%. По этой причине инвесторы рассматривают регион для открытия новых туробъектов. В середине прошлого года открылся «AZIMUT Сити Отель Тюмень». Планируется начать строительство отеля на 164 номера Domina Tyumen.

Авторы
Теги
Лента новостей
Все новости Тюмень
Суд арестовал бизнесменов за некачественные противогазы на ₽238 млнОбщество, 02:51
Трамп сообщил о согласованных элементах соглашения с РоссиейПолитика, 01:55
Вильфанд рассказал, когда зимние ночи в Москве уступят теплуОбщество, 01:29
Трамп оценил, пойдет ли Россия на перемирие: «Они согласятся»Политика, 01:00
Национальное агентство рассказало о дефиците кадров в трех отрасляхОбщество, 01:00
Власти Днепра сообщили о сильном пожаре на объекте инфраструктурыПолитика, 00:56
Каковы шансы Мирры Андреевой стать первой ракеткой мираСпорт, 00:31
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Мошенники начали угонять аккаунты соискателей работы через TelegramТехнологии и медиа, 00:06
Аудиторы предупредили о рисках для бюджета от роста процентных расходовЭкономика, 00:00
Счетная палата объяснила снижение доходов от налога на прибыль в регионахЭкономика, 00:00
В Белгороде обломки дронов упали на ТЦПолитика, 17 мар, 23:51
Зеленский потребовал отказаться от выдвижения условий перемирияПолитика, 17 мар, 23:45
С задержанными в Тунисе россиянами потеряли связьОбщество, 17 мар, 23:39
Трамп оценил влияние остановки помощи Украине на ее поражение под КурскомПолитика, 17 мар, 23:34