Автоэксперты прогнозируют возрождение «Оки»
Авторынок Тюменской области, как и страны в целом, за последние два года претерпевает колоссальные изменения. Это выразилось как в его трансформации — росте спроса на подержанные автомобили и активный заход на рынок китайских марок, так и цен. Теперь же автоэксперты прогнозируют очередной скачок цен и интерес россиян к малолитражкам. О том, какие еще изменения произойдут на авторынке, РБК Тюмень рассказали представители отрасли.
Lada бьет рекорды
Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат», отмечает, что одним из трендов стали рекордные продажи Lada.
«Lada била и бьет рекорды по продажам, потому что новые отечественные автомобили дешевле иномарок. Новых автомобилей на рынке мало — бюджетные масс-маркет модели и подержанные авто по-прежнему невыгодно завозить в страну по параллельному импорту. Причины: таможенные пошлины и другие сборы. Также «АвтоВАЗ» поддерживает государство: с января возобновилась госпрограмма льготного автокредитования, распространяющаяся на новые отечественные машины», — пояснил эксперт.
Возрождение «Оки»
Дмитрий Матвеев сообщил, что сейчас ведутся разговоры о возрождении «Оки». По его мнению, это хорошая идея, так как сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен.
«Раньше мы как автопрокат закупали Datsun mi-DO, но, к сожалению, эта марка ушла из РФ три года назад. Если на рынок выйдет новая «Ока», мы закупим в наши парки партию этих машин. Спрос на машину эконом-класса будет точно, но нужна господдержка, и цена на три комплектации — от 800 000 до 1 650 000 рублей. Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто более-менее велась на уровне рекомендованной розничной цены», — рассказал Дмитрий Матвеев.
Скачок цен и потеря «сезонной» выгоды
По прогнозам ГК «АВТОДОМ», в настоящее время предпосылок для снижения стоимости автомобилей не наблюдается. В течение двух месяцев рост цен на автомобили будет в диапазоне до 10%. Сейчас продажи авто с пробегом в России в 8 раз превышают объем продаж новых авто, и в ближайшее время стоимость поддержанных автомобилей снижаться не будет из-за дефицита моделей в возрасте от одного года до четырех лет.
При этом, по мнению Дмитрия Матвеева, у рынка есть все шансы стабилизироваться до конца 2023 года и без ограничения цен на автомобили правительством, так как рост не может быть постоянным и его сдерживают периодические падения спроса.
Еще одним трендом стала потеря «сезонной» выгодности покупки. Если ранее благоприятным сезоном считался декабрь, так как автодилеры в стремлении увеличить продажи и достичь годовых целей предоставляли скидки, то сейчас, по словам Ильи Федорченко, генерального директора «СберАвто», эти временные границы стерты.
«Практичным советом будет рекомендация покупать автомобиль именно тогда, когда он нужен: без спешки, но не затягивая с выбором. Автомобильный рынок в целом, и российский авторынок в частности, трудно спрогнозировать: на него влияет большое количество переменных. Если автомобиль понравился и решение его приобрести принято, лучше закрыть сделку уходящим месяцем: при необходимости поднять цены автопроизводители чаще переписывают прайс-листы с первого числа нового месяца. Поэтому спокойный подход к покупке будет куда более выгоден в перспективе, чем попытки перехитрить рынок», — пояснил Ильи Федорченко.
Покупка авто как инвестиция
По словам Кирилла Плохих, директора факультета бизнеса Университета «Синергия», покупку автомобиля россияне стали совершать в том числе с целью рублевых инвестиций и сохранения капитала.
«Например, если бы в прошлом году вы купили новую Toyota Camry, которая стоила в районе 3-4 млн, то за год вы заработали бы порядка миллиона, потому что сейчас цена этой иномарки приближается к 5 млн. То есть это неплохой вариант для рублевых инвестиций, который подходит гражданам, которые не пользуются валютой и живут на рубли», — отметил эксперт.
И если в 2014 году можно было приобрести Mercedes-Benz E-класс за 2,5 млн рублей, то сегодня он стоит уже 7-9 млн. При этом, как добавляет Кирилл Плохих, зарплаты у людей остались плюс-минус прежними.
Перспективы развития
Начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников считает, что льготное кредитование стало определяющим фактором, вернувшим авторынок на траекторию роста и в первую волну пандемии, и после ухода западных брендов.
«Сегодня программа распространяется только на отдельные категории клиентов, что отражается на ее результате в общем объеме продаж. Многие автовладельцы ждут возвращения льготных кредитов, так как на фоне роста цен приобретение машин становится менее доступным — в первую очередь, для социальных категорий населения», — рассказал Алексей Бочарников.
Его поддержала и руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая, по мнению которой, именно программа льготного автокредитования остается одним из основных драйверов как рынка автокредитования, так и сегмента автобизнеса в целом.
«А с учетом того, что «китайцы» сейчас активно заходят на рынок, считаем, что в рамках господдержки нужны большие привилегии для отечественных производителей и расширение списка доступных к покупке национальных марок авто», — отметила Марина Дембицкая.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень
Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях