В перспективу развития Тюмени заложат внедрение водного транспорта
В перспективу развития Тюмени заложат внедрение водного общественного транспорта. Однако для этого потребуется внести изменения в генеральный план развития города до 2040 года. К его корректировке в мэрии могут приступить уже в следующем году. Об этом в рамках паблик-тока «Тура: лицом к городу» сообщил заместитель главы Тюмени Владимир Третьяков.
«Задача стоит и перед властью сформулировать четкую понятную парадигму реки и ее градостроительную роль в городе. Я вижу три задачи, — продумать архитектурную часть, рекреационную функцию и интеграцию реки в систему транспортной инфраструктуры. Мы думаем над возможностью реализации этой задачи. Думаю, что за счет взаимодействия бизнеса и власти удастся ее решить», — рассказал Владимир Третьяков.
При этом в рамках обсуждения отмечалось, что водный транспорт может быть реализован в круглогодичном формате. Директор застройщика «Брусника» в Тюмени Виктор Корчагин предположил, что одним из вариантов в рамках развития водной инфраструктуры может стать катер на воздушной подушке «Марс-2000» с посадкой до 20 человек.
«В определенное время это может быть гораздо быстрее и эффективней. Здесь вопрос только технологий, необходимо будет лишь найти решения, которые можно будет использовать круглогодично. На сегодняшний день такие варианты есть, и мы готовы к проработке этого вопроса», — прокомментировал Виктор Корчагин.
Гендиректор «Центра стратегического развития «Сибирь» Дмитрий Селивохин отметил, что река в будущем, скорее всего, будет вплетена в новый центр города.
«Я бы отметил, что ближайший горизонт планирования должен быть не 2040 год, а ближайшие пять лет. Это должно стать одной из приоритетных задач как для администрации города, так и для застройщиков. Важно на этапе концептуального проектирования отступить от нормативов и привычных ходов, разработать драфт-стратегию развития речной экосистемы Тюмени», — добавил Дмитрий Селивохин.
Вместе с тем актуальным остается вопрос обмеления Туры. В прошлом году на главной водной артерии города был зафиксирован исторический минимум уровня воды до –85 сантиметров от нуля гидропоста. По словам Виктора Корчагина, согласно историческим наблюдениям, уровень воды в Туре цикличен и бывали периоды, когда он опускался еще ниже.
«В рамках развития города и застройки мы можем внедрять «водную стратегию», то есть строить дождевые сады и другие сооружения, которые будут подпитывать реку. Если вдруг принятые меры не помогут, то рано или поздно необходимо будет строить дамбу. Так или иначе этот вопрос необходимо будет решать», — отметил Виктор Корчагин.
По словам Дмитрия Селивохина, тюменские власти в силах повлиять на уровень воды в Туре. Он привел в пример Москву-реку, где гидрологическая ситуация такая же сложная.
«По сути, Москва-река в черте города искусственная. Ее уровень поддерживается за счет за счет ряда сложных процедур, которые можно сделать. Если вернуться к Тюмени, то схожий опыт уже внедряется в строительстве международного кампуса. Речь идет о создании замкнутой экосистемы внутри озера Круглого. Что касается Туры, то для этого потребуются и шлюзы, и дамбы, но если этого не делать, то мы все равно придем к тому, что в любом случае будут применены насыпные технологии, чтобы ускорить течение. На сезонные перепады можно повлиять, это лишь вопрос времени», — отметил Дмитрий Селивохин.
Владимир Третьяков отметил, что Тура — это природный объект, находящийся в федеральной собственности и управляемый на федеральном уровне. Из-за этого не все вопросы, касающиеся ее, находятся в компетенции мэрии.
«Наша задача, даже если это не наши прямые полномочия, — обеспечить координацию. Уже сегодня мы работаем с департаментом недропользования и экологии, и, возможно, в будущем появится пример выработки решений по снижению антропогенной нагрузки на реку. Сегодня надо относиться к Туре по-другому, в первую очередь с экологической точки зрения», — добавил Владимир Третьяков.
Экс-глава Тюмени Руслан Кухарук обещал бизнесменам создать в Тюмени пирс для маломерных судов. В Тюмени зарегистрировано более 5 тыс. маломерных судов, а в Тюменской области — более 15 тыс., в связи с чем назрела потребность в нормативной швартовке и безопасной эксплуатации этих судов. Однако этот вопрос пока застопорился на стадии согласования с федеральными властями. Многие девелоперы предлагали реализовать подобные проекты на участках застройки, которые примыкают к реке, где есть возможность создания таких «марин», но уже на коммерческой основе.