Перейти к основному контенту
Финансы Тюменского региона ,  
0 
Эксклюзив

Скидки в «Черную пятницу»: так ли выгодны, как кажется

«Черная пятница» в 2024 году начнется 29 ноября
В 2024 году «Черная пятница» начнется 29 ноября и продлится три дня
Фото: Размик Закарян / РИА URA.RU
Фото: Размик Закарян / РИА URA.RU

В 2024 году «Черная пятница» в России, акция по снижению цен, начнется 29 ноября в 00:00 по московскому времени и продлится три дня. Ее участниками становятся как розничные магазины, так и маркетплейсы, а в последние годы и компании, предоставляющие различные услуги, — фитнес-центры, салоны красоты и т. п. О том, действительно ли продавцы делают честные скидки, какие товары выгодно покупать и на что обратить внимание, чтобы реально сэкономить, РБК Тюмень рассказали эксперты отрасли.

Как в «Черную пятницу» обманывают покупателей

Существует мнение, что в России продавцы часто прибегают к обману потребителей, предлагая товары с мнимой скидкой. Маркетолог Ольга Васильева отмечает: действительно, продавцы нередко специально завышают стоимость до распродажи, а затем якобы снижают, из-за чего цена на акционном ценнике ничем не отличается от обычной. А в некоторых случаях они даже завышают ее, пользуясь ажиотажем в период распродаж.

«Например, обычная цена на товар составляет 3 тыс. руб. Перед стартом распродаж продавец выставляет товар за 5 тыс. руб., а с началом акции вешает ценник 3,5 тыс. руб. Таким образом, покупатель видит скидку на ценнике в 30%, принимает решение о покупке, а по факту еще и переплачивает», — рассказывает эксперт.

Какой максимальный размер скидок

Ольга Васильева отмечает: чтобы разобраться в вопросе скидок, необходимо понимать систему ценообразования. Как правило, наценка на товары в рознице составляет от 15 до 30%, в премиальном сегменте — до 70% (например, брендовая одежда и обувь, продукты питания). Именно за счет своей маржинальности, наценки на товары, продавец имеет возможность формировать скидки для покупателей. В противном случае он рискует уйти в минус, продавая товары ниже себестоимости, а это противоречит цели проведения распродаж — увеличить продажи и прибыль за счет акции.

Для более глубоких скидок необходима кооперация розничной сети с поставщиком или производителем. Как правило, поставщики идут на это с целью увеличения объемов продаж и предоставляют скидки на свои товары для ритейлеров в период акции. В среднем он не превышает 10-30%.

«Таким образом, реальный средний объем скидки может составлять от 15 до 30%. Все, что выше этой цифры, — скорее всего, просто маркетинговый ход либо попытка распродать неликвидный товар со склада, который не пользуется большим спросом у покупателей. Например, товары из прошлых коллекций, устаревшая техника и даже бракованные товары», — подчеркнула Ольга Васильева.

При этом, как отмечает Алена Сидоренко, генеральный директор компании «Смартлидс», в этот период компании редко расчищают склады от прошлогодних коллекций или стимулируют продажи в «низкий сезон». В этот период люди начинают готовиться к Новому году, поэтому покупательская активность растет. Однако распродажи именно остатков по минимальной стоимости возможны.

Татьяна Кидимова, основатель и руководитель агентства стратегического маркетинга EdMarketing, подчеркивает: в период акции около 30% рынка — вымышленные скидки, когда цена изначально искусственно завышается. В нише товаров предоставляются максимальные скидки до 90%, но обычно это распродажа неликвидных остатков. В основном действуют скидки до 70%, в нише дорогих товаров — до 30%. В нише услуг скидки распространены меньше. Здесь можно встретить другие варианты: продажа «пакетных» предложений, скидка за объем заказов. Эксперт отмечает: в сфере услуг «Черная пятница» — это больше инфоповод, стимулирование дополнительного спроса.

Что выгодно покупать в «Черную пятницу» и как реально сэкономить

По словам Татьяны Кидимовой, в «Черную пятницу» выгодно делать дорогостоящие покупки — это гаджеты, бытовая техника, электроника, ювелирные изделия, одежда и обувь, косметика и парфюмерия.

Чтобы избежать мнимых скидок, Петр Щербаченко, доцент Финансового университета при правительстве РФ, рекомендует заранее исследовать цены на те товары, которые вы планируете купить. Это поможет понять, реальна ли скидка, о которой заявляет продавец.

«Какой главный вывод для потребителя? Распродажа в «Черную пятницу» однозначно выгодна. Это не миф и не обман. Конечно, бренды идут на различные уловки, чтобы извлечь максимальную выгоду. И это нормально! Задача потребителей — мыслить категориями своей выгоды и покупать то, что вы купили бы при прочих равных условиях, но выгоднее. Важно сэкономить, а не купить больше, чем планировали», — резюмировала Татьяна Кидимова.

В последние годы наблюдается спад интереса покупателей к «Черной пятнице». По результатам пороса, проведенного «Смартлидс», в этом году лишь 23% ждут «Черную пятницу» и готовы совершать покупки в этот период. Потерю интереса подтверждает и динамика запросов по «Вордстату». За последние 5 лет поиск выгодных предложений в ноябре сократился на 68%. Причин такого спада несколько: мнимые скидки, продажи бракованных товаров и размытые границы «Черной пятницы» — иногда она проходит не два дня, а целый месяц. Последнее привело к скидочной слепоте: пользователи живут в мире вечных скидок и теряют к ним интерес.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Все новости Тюмень
В России за 10 дней совершили 40 поджогов и взрывов из-за мошенниковОбщество, 13:33
Глава МЧС заявил, что курортный сезон на Кубани «не под вопросом»Общество, 13:33
Как обеспечить достойное будущее себе и близкимРБК и ВТБ, 13:32
АСВ назвало срок и способ выплат после потери лицензии «Гарант-Инвестом»Финансы, 13:29
Лукашенко наломал дров перед заседанием ЕАЭС. ФотоПолитика, 13:29
«Оборонлогистика» раскрыла, что помешало спасти тонувшее судно Ursa MajorПолитика, 13:28
Жители Нидерландов рассказали, разрешают ли детям спиртное по праздникамВино, 13:25
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Баку опубликовал список 25 погибших при крушении в АктауПолитика, 13:23
Экспорт порошков для производства боеприпасов предложили запретитьПолитика, 13:20
Кубань попросила федеральной помощи в ликвидации разлива мазута⁠Политика, 13:17
Как «цифра» и роботы меняют современную нефтегазовую промышленностьТренды, 13:16
Легко сдать, продать или сохранить наследство: список ликвидных квартирРБК и ПИК, 13:15
Цена нефти Brent поднялась до $74 за баррель впервые с 18 декабряИнвестиции, 13:12
Как везли пострадавших при крушении лайнера россиян: кадры изнутри Ил-76Общество, 13:07