Что станет с ценами на продукты в 2024 году
В 2024 году лидером по росту цен рискуют стать макароны: они могут подорожать в среднем на 15%. Причиной является увеличение стоимости сырья и логистики. Об этом РБК Тюмень сообщил Петр Щербаченко, доцент Финансового университета при правительстве РФ.
Эксперт отмечает: производители также прогнозируют рост цен на крупы и молочную продукцию, кондитерские изделия, шоколад, кофе, соки. Это произойдет из-за нестабильного курса валют, подорожания упаковки на 11% и увеличения стоимости услуг перевозки (на 40% за год).
«На мой взгляд, производители будут пытаться удешевить товар: например, визуально оставив такую же упаковку, но сократив объем товара — упаковка на 8 яиц вместо 10 и бутылки с молоком по 0,8 л вместо литровых», — отметил Петр Щербаченко.
Что касается мяса, то рост цен произошел уже в январе: говядина подорожала на 1,18%, а баранина — на 2,5%. При этом курица, наоборот, стала дешевле на 2,7%. Также постепенно стали дешеветь яйца — на 1,86% за месяц.
«Открытие беспошлинного импорта яиц немного снизит их стоимость, дав рост дополнительного предложения товара. Однако цены на яйцо в некоторых странах, готовых поставлять их к нам, выше российских», — добавил Петр Щербаченко.
По его словам, за счет повышения акцизов подорожает и алкоголь. Акциз на крепкий алкоголь повысится на 30 руб. — до 643 руб. за литр безводного этилового спирта. За повышением акцизов вырастут и конечные цены на продукт. Таким образом, до мая 2024 года спиртные напитки вырастут в цене на 10-15%, а пиво — на 5%.
Однако эксперт подчеркивает: есть продукты, которые дешевеют. Например, за первый месяц 2024 года снизились цены на овощи. Так, на 4,8% подешевел картофель, на 3,7% — капуста, на 3,1% — морковь, на 10% — огурцы и помидоры, на 2,8% — лук, на 2,1% — свекла.
«В целом, рост цен в 2024 году связан с финансовыми сложностями поставщиков из-за удлинения сроков расчетов с партнерами, переходом на 100% предоплату сырья, ингредиентов, упаковки, услуг и так далее, нехваткой оборотных средств для обеспечения беспрерывного производства и снижения периода кассового разрыва у поставщиков. Только наращивая производство продуктов питания, возможно обеспечить население доступным и стабильным предложением», — добавил Петр Щербаченко.