Малый бизнес нуждается в финансовой подушке: что предпринять еще
Бизнес переживает турбулентные времена: после пандемии коронавируса пришлось столкнуться со специальной военной операцией, частичной мобилизацией и санкциями. По словам Марины Агафоновой, кандидата наук по специальности «Финансы и кредит», в таких условиях горизонт планирования сокращается с 5 лет до года, потом — до квартала. Объективно же, по ее словам, сейчас можно строить планы примерно на месяц. При этом очень важно формировать финансовую подушку. С какими трудностями уже пришлось столкнуться бизнесменам и что предпринять до конца 2023 года, эксперт поделилась с РБК Тюмень.
Что поменялось для бизнеса в 2022-2023 гг.
Эксперт подчеркивает, что уже повлияло на бизнес:
- логистическая цепочка;
- инструменты маркетинга;
- отток кадров;
- нестабильность национальной валюты.
Логистическая цепочка
В малом бизнесе есть много ниш, которые не завязаны на логистике комплектующих, товаров, ингредиентов. Например, в ресторанном бизнесе импортозамещение произошло давно, еще после 2014 г. Поэтому сферы услуг, общепита и целый ряд других ниш не почувствовали существенных сложностей из-за оборвавшейся логистической цепочки.
Инструменты маркетинга
По словам эксперта, сложно пришлось всем: налаженные каналы трафика просто перестали работать одним днем.
«Перенастраиваться пришлось всем, больше времени понадобилось тем, кто расстраивался, сетовал, переживал и не действовал. Те же, кто одномоментно приняли, что так, как раньше, больше не будет, и пошел искать новые связки, выиграли время, сохранили прежних клиентов и завоевали новых. Вывод: главное в кризисе — не тратить время на сожаления», — отмечает Марина Агафонова.
Кадры
Отток кадров, вызванный массовым отъездом из страны, и рост онлайн-профессий сделали ранее существовавшие кадровые проблемы еще острее.
Нестабильность национальной валюты
Этот фактор сказывается на росте входящего сырья, дорожает и отечественная продукция, плюс из-за стоимости бензина увеличиваются транспортные расходы, и это неминуемо сказывается на ценах конечных продуктов. По этой причине покупательская способность снижается.
«У малого бизнеса есть принципиальное преимущество — бОльшая мобильность по сравнению со средним и крупным бизнесом, быстрота принятия решения и скорость внедрения. В режиме постоянно меняющихся внешних условий скорость тестирования гипотез и внедрения изменений позволяют оставаться конкурентоспособными, а значит, зарабатывать в текущих реалиях».
Что позволит не только сохранить прежние объемы, но увеличить их
Марина Агафонова подчеркивает: для этого необходимо знание ключевых тенденций. Эксперт выделила основные из них.
По ее словам, сейчас как никогда важна клиентоориентированность. Именно она и сервис позволяют сейчас завоевывать лояльность клиентов, увеличивать возвращаемость, количество повторных покупок, заказов.
«И в каждой, даже небольшой компании, должна быть своя политика взаимодействия с клиентами — здесь про стиль общения, допустимые подарки как проявление лояльности и заботы. Важно, чтобы каждый сотрудник компании имел свою планку принятия решений, которую он не согласовывает с руководством: допустим, до какой стоимости подарка он может принимать самостоятельное решение».
Второй аспект — HR-политика. Именно постоянный коллектив обеспечивает стабильное качество и сервис.
«Не скажу ничего нового, все знают, что введение в должность и адаптация занимают время и так или иначе сказываются на скорости обслуживания, качестве и прочих процессах. Когда смена персонала имеет масштабы цунами, это может разрушить весь бизнес. Люди покупают у людей — это все, что нам надо знать сегодня. А значит, задача руководителя — максимум внимания командообразованию, мотивации персонала денежной и не денежной».
Еще один аспект — финансовая подушка для бизнеса. По мнению Марины Агафоновой, при любой возможности следует отправлять в резервный фонд не менее 5% прибыли.
Она также подчеркнула, что не стоит забывать о масштабной поддержке малого бизнеса государством.
«Реализуется большой перечень всех возможных субсидий и господдержки. Вся информация есть в свободном доступе. Так, например, молодые люди до 25 лет и только регистрирующие ИП получают безвозмездную субсидию. Кредиты до 5 млн руб. может получить каждый под очень небольшой процент, при этом обеспеченность залогом может быть не более 30%, остальное поручительство также предоставляется малому бизнесу. Размер кредитов для микропредприятий — до 200 млн руб., для малого бизнеса — до 500 млн руб. на пополнение оборота и до 2 млрд руб. на инвестиции при максимальной ставке 10,25%».
Эксперт резюмировала: в 2023 году у бизнеса есть все шансы показать темпы роста. Еще есть возможность заполнять опустевшие ниши и предлагать альтернативы ушедшим технологиям и брендам.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень
Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях