Малому и среднему бизнесу Тюмени придется пересесть на китайские авто
Коммерческий транспорт меняет структуру на отечественном рынке. Ушли американские и европейские бренды, стали недоступны японские и корейские авто. Популярный в России среди малого бизнеса отечественный Largus сняли с производства.
О том, как рынок коммерческих автомобилей в Тюменской области изменится в ближайшее время, РБК Тюмень рассказали профильные эксперты.
Кто ушел и как это отразилось на бизнесе?
По данным Андрея Гетманюка, начальника управления развития бизнеса "ВТБ Лизинг" в 2021 году около четверти российского авторынка коммерческого транспорта занимал Ford Transit. Ниша, которую ранее представляла эта модель, сейчас остается нераспределенной.
Артем Васканян, заместитель генерального директора по логистике и информационным технологиям 3PL-оператора NC Logistic добавил, что Ощутимую долю легкой коммерческой техники ранее поставляла компания Renault, а более дорогую нишу занимали машины бренда Mercedes Benz.
«Еще в прошлом году спрос существенно упал. Целевая аудитория этого транспорта — малый и средний бизнес. Такие предприятия наиболее болезненно реагируют на неоднозначную и сложно прогнозируемую экономическую ситуацию. Говорить о каком-то глобальном дефиците не стоит, так как спрос еще не успел восстановиться», — отмечает Артем Васканян.
Стоит отметить, что легкий коммерческий транспорт использует ритейловые компании и маркетплейсы. Транспорт относится к категории B, поэтому водители не сталкиваются с ограничениями движения, которые действуют для большегрузов. Компактность этих автомобилей упрощает доставку товаров в черте города и сокращение или рост стоимости таких авто может сказаться на услугах и ценах товаров на маркетплейсов и в магазинах.
Кто заменит ушедшие бренды?
Эксперты отмечают, что выросшие цены на авто не оставляют выбора для малого бизнеса — потребности клиентов низкого и среднего ценового сегментов традиционно закрываются отечественными заводами ГАЗ и УАЗ.
«Уже несколько лет лидером продаж легкого коммерческого транспорта является ГАЗ. Следом УАЗ, и потом уже все остальные марки. Одним из лидеров являлся Ford, но объем продаж был не такой большой. Hyundai, Peugeot, Citroën, Mercedes-Benz, Opel, конечно, попадали в рейтинги, но объемы продаж были далеко не самыми внушительными. Например, в 2021 году объем продаж того же Volkswagen составлял всего 5026 автомобилей, а у ГАЗ — 56 012, это в 11 раз больше», — говорит исполнительный директор интегратора телематики для коммерческого транспорта Мониторинг Авто Сергей Скнарин.
По мнению эксперта, ГАЗ так и продолжит удерживать лидирующие позиции и укреплять их.
«По итогам первого полугодия 2023 года в "ВТБ Лизинг" лидирующие позиции удерживают отечественные марки ВИС (LADA), УАЗ и ГАЗ, как и в прошлом году. При этом продажи ВИС (LADA) выросли на 229%, а УАЗ - на 52% по сравнению с январем-июнем 2022 года», — говорит Андрей Гетманюк.
Китайские аналоги
Место же более дорогих марок, ушедших с рынка, займут китайские и отечественные бренды, которые производят транспорт на базе китайских моделей. Например, Sollers, который выкупил все мощности Ford, уже зашел на тюменский рынок с моделями Atlant и Argo. Стоит отметить и отечественный завод «Автотор» в Калининградской области, который начал выпускать автомобили китайской марки JMC.
Можно привести также в пример марку JAC — на начало года ее доля на российском рынке выросла в 21 раз, по сравнению с данными за тот же период 2022 года. Такой рост обусловлен низкими показателями прошлых лет, но он говорит о том, что интерес у покупателей есть.
Ранее РБК Тюмень опубликовал мнения экспертов которые высказались о том, что рынок коммерческого транспорта захватят китайские автопроизводители.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень
Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях