В кризис тюменцы скупают бизнес-жилье и квартиры-студии
Бушующий в России кризис подкосил покупательскую способность населения, что не могло не отразиться на рынке жилья. Большинство застройщиков переживают не лучшие времена, так как спрос на квартиры падает и приходится снижать цены. Однако есть и те компании, которые ухитряются не только сохранять свои позиции на докризисном уровне, но и строят амбициозные планы на будущее. Секретами успеха в интервью РБК Тюмень поделился первый заместитель генерального директора крупной компании региона «Тюменьинвестстрой» (ГК «ТИС») Родион Чистяков.
- Родион, поделитесь, как переживает кризис тюменский рынок недвижимости? Изменились ли предпочтения горожан?
- На основное покупательское поведение потребителей кризисные явления пока не повлияли кардинальным образом. Повышенным спросом по-прежнему пользуются минимальные площади по минимальной цене. Такие квартиры выкупаются быстрее всего, например, сейчас большим спросом пользуются «студии» во второй очереди жилого комплекса «Акварель», стоимость которых начинается от 1 млн 650 тыс. рублей.
Тюменским middle class, как и раньше, востребовано бизнес-жилье, а особенно двухкомнатные квартиры. Это мы видели и на примере ЖК «Манхэттен», и видим сейчас, начав продажи в ЖК «Аристократ».
Безусловно, покупатель стал «чувствителен» к стоимости жилья. Было бы глупо отрицать очевидный факт, другой вопрос как воспринимать и как реагировать на эту чувствительность. Можно предлагать бесконечно однообразный вариант скидок на объекты, но, в конечном счете, это будет губительно для девелопера. А можно искать другие варианты.
- Какой выход нашла ваша компания?
- Мы разработали и внедряем рассрочку, как своего рода альтернативу ипотечному кредитованию. Ценовой дисконт также применяем, но продумываем его досконально, так чтобы это было интересно и покупателю, и нам. Ну и по-прежнему работает система ценовых коэффициентов – одинаковой стоимости квартир практически нет, на стоимость влияет и этажность, и вид из окна, и уровень инсоляции, и прочие факторы. Каждый может подобрать для себя вариант удобный как по цене, так и по планировочным решениям.
- Жилье в каких районах Тюмени сегодня наиболее востребовано?
- Покупателям сегодня интересны разные районы города, но все-таки можно выделить два основных критерия выбора – это насколько быстро строится район и то, насколько он насыщен объектами инфраструктуры. «ТИС» в своем выборе площадок старается учитывать оба критерия – именно поэтому мы сейчас активно строим в районе Дома обороны, который может похвастаться достаточной социальной инфраструктурой. В шаговой доступности детские сады, школы, спортивные объекты, в том числе Легкоатлетический манеж мирового уровня, центры детского творчества, парки и рощи.
Так же мы сейчас готовим к выходу новый серьезный объект эконом-класса в районе торгово-развлекательного центра «Кристалл». Этот центр стал отличным «ядром» для ближайшей территории. Прибавьте к этому наличие быстрорастущей инфраструктуры, неплохую транспортную развязку и поймете, почему мы там, и почему интерес покупателей к проекту высок, хотя официальные продажи жилья еще даже не объявлены.
- Не страшно ли приступать к строительству нового объекта в кризисное время? Как обеспечиваете себе подушку безопасности?
- К запуску новых проектов «ТИС» всегда подходит с точки зрения экономической эффективности и целесообразности, взвешивая собственные силы и максимально просчитывая финансовые риски. Девелопмент – бизнес, конечно, рисковый, но здоровый консерватизм только приветствуется. Все те объемы и проекты, что сейчас реализуются – это собственные средства компании и средства инвесторов. Так что с финансовой дисциплиной у нас все в порядке.
- Как изменились в этом непростом году затраты застройщиков на реализацию проектов?
- Стоимость входа в девелоперский проект за этот год значительно возросла. К инфляционным моментам добавляется стоимость земельных участков, которая хоть и не растет, но и не снижается. Традиционно привлекательные по месторасположению участки весьма дороги. Существенным бременем в нынешних условиях падения платежеспособного спроса становится страхование ответственности застройщика - в процентном соотношении стоимость страховки может составлять от 1 до 1,5% от общего оборота компании. Кроме того, снова, в связи с кризисом, возник вопрос о благонадежности генеральных подрядчиков - уровень доходности снижается, что логично.
- Не были ли скорректированы планы «ТИС» в связи с таким ужесточением условий?
- Нет, так как у нас есть уверенность в их реализации. Выделю, пожалуй, один основной фактор. Это четкое попадание с продуктом и его форматом в целевую аудиторию. Мы тщательно проводим проектную и предпроектную подготовку объекта – по тому же «Аристократу» техническое задание проектировщикам составляло 40 страниц. У нас по каждому проекту есть понимание, как это сработает и что из этого получится.
Мы все должны показать скорость, результативность, эффективность в еще большем объеме. Любой кризис – это вызов, проверка собственных сил, тест на прочность, и мы не исключение.
- Какие цели компания ставит перед собой на 2016 год?
- Сегодня группа компаний «ТИС» входит в ТОП-10 девелоперов Тюмени по темпам развития, каждый год мы прирастаем на 20-30% и ровно такие же планы прироста поставили себе на 2016 год. В то же время у нас есть отчетливое понимание, что компания не должна становиться административно громоздкой. То есть увеличение числа проектов и объема работ не влечет за собой увеличение бэк-офиса, поэтому мы за передачу важных, но непрофильных функций компании на аутсорсинг. Мы должны сосредоточиться на девелопменте.
Наша стратегия – это диверсификация. Хорошо зарекомендовав себя как девелопер проектов премиум-класса, «ТИС» пробовал разные форматы, но сейчас мы сосредоточены на проектах в бизнес и эконом-классе. Именно такой подход нас устраивает, он оптимален с точки зрения управления производственным процессом, рисками, финансами. Плюс это интересно с точки зрения разных аудиторий, их предпочтений, их желаний, и это всегда новый, разнообразный опыт.
В ближайших планах - выход на рынок апартаментов, мы уже второй год изучаем этот сегмент. Есть понимание, что городу, инвесторам сегмент интересен, перспективы развития есть. Дело за принятием решения.
- Одна из стратегических задач любой компании, в том числе девелоперской – поиск новых форм продвижения проектов, в том числе в среде инвесторов. Как ГК «ТИС» двигается в этом направлении?
- Наша активность не ограничивается работой с партнерами, традиционной рекламой и баннерами на стройке. Мы делаем упор на проекты социально-ориентированные, оригинальные и позволяющие выделиться в достаточно быстрые сроки. Так, при выводе на рынок жилого комплекса «Аристократ», для информационной поддержки продаж был придуман конкурс «Битва макетов». Пусть конечный продукт конкурса (сам дизайн-макет) оказался не совсем таким, каким мы видим наш объект, но интерес СМИ и блогеров, оказался настолько высок, что задачу мы выполнили на все 100%.
Гордимся и тем, что традиционный проект ГК «ТИС» - «публичные лекции» - в этом году перерос в первую международную конференцию по урбанистике, которая собрала множество интересных спикеров и вызвала живейший интерес общества. Горожанам оказалось не все равно, в каком городе они живут и что оставят в наследство потомкам. То есть мы не одиноки в своем стремлении менять мир и город к лучшему.
Подводя итоги можно сказать, что инструменты извлечения максимальной прибыли в девелоперском бизнесе– это качество продукта (объекта), оптимизация затрат и агрессивные - в хорошем смысле слова - технологии продвижения. Соблюдая щепетильное выполнение этих условий, и держа руку на пульсе рынка, можно работать.