Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Весь РБК Pro до -50%
Лента новостей
Все новости Тюмень
Президент Хорватии заявил, что Россию провоцировали с 2014 года Политика, 16:58
Стали известны подробности состояния фигуриста Костомарова Спорт, 16:56
Школьное образование в Москве. Цифры, факты, инфографика Специальный проект, 16:55
В Бразилии автобус с футбольной командой упал с десятиметрового моста Спорт, 16:46
Дипмиссия США назвала задачи нового посла в России Политика, 16:45
В Курскую область направили дополнительные войска для защиты границы Политика, 16:41
ЦБ Ирана заявил о налаженном с помощью России финансовом канале в мир Экономика, 16:41
Киберпонедельник: скидка до -50% на «Весь РБК Pro»
Получите все возможности сервиса за полцены до 1 февраля
Купить со скидкой
МВД Казахстана объяснило отмену визарана для иностранцев Политика, 16:33
Бизнес способен на большее: как делать отчет для налоговой одной кнопкой РБК и СберБизнес, 16:32
Минобороны Венгрии подтвердило отказ поставлять Украине оружие Политика, 16:31
«Барселона» и «Реал» сыграют в полуфинале Кубка Испании Спорт, 16:24
Maer организовал благотворительный показ фильма «Елки-иголки» Пресс-релиз, 16:23
Военная операция на Украине. Карта Политика, 16:23
Глава Забайкалья пообещал по ₽3 млн за захват немецких танков на Украине Политика, 16:14
Финансы Тюменского региона ,  
0 

Тюменские блогеры теряют доход

По оценкам экспертов, потери блогеров составили до 90%
80% блогеров лишились заработка на платформе TikTok
80% блогеров лишились заработка на платформе TikTok (Фото: Николай Бастриков / РИА URA.RU)

Тюменские блогеры, как и представители всей сферы в России, потеряли до 90% своего дохода.

Росса Бланк, руководитель отдела контент-маркетинга TexTerra, пояснила, что есть две основные причины: блокировка популярных соцсетей и уход крупных иностранных рекламодателей с российского рынка. Меньше, но тоже значительно на доходах блогеров отразилось отключение монетизации на YouTube. 

Аполлинария Вязовецкая, блогер в TikTok и эксперт по продвижению через Reels, пояснила, что по ее наблюдениям 80% блогеров лишились заработка на платформе TikTok, остальные 20% продолжают выкладывать ролики, но уже за пределами Российской Федерации, однако доход значительно сократился.

«Еще весной 2022 года блогеры теряли доход из-за ухода многих брендов, однако сейчас ситуация изменилась. Российские бренды активно развиваются и также нуждаются в рекламных интеграциях, что положительно сказывается на экономическом рынке блогеров. На данный момент активными и перспективными площадками для публикации видеоконтента являются VK клипы, Shorts и Reels, более старшая аудитория использует Яндекс.Дзен», – отметила Аполлинария Вязовецкая.

Генеральный директор коммуникационного агентства 4D Наталья Белкова считает, что доходы блогеров продолжат падать.

«Кризис социальных сетей бьет по пользователям и блогерам. Блокировка соцсетей, закрытие рекламных кабинетов, культура отмены, перенасыщение однообразным контентом на не менее square minded-площадках, дороговизна рекламы и неэффективное использование инструментов соцмедиа и таргета – все это в совокупности привело блогеров к потере бюджетов и необходимости оперативно искать новые «святые места». Увы, оперативно «переобуться» пока удается не всем, поэтому, вероятно, вскоре рынок инфлюенс-маркетинга пополнится блогерами, готовыми работать за более скромные бюджеты», – отметила эксперт.

Ситуация усугубится и из-за поправок в закон о рекламе, который начал действовать с сентября. Он обязывает передавать данные о любой рекламе в единый реестр. Нарушителям закона грозят штрафы: от 2500 рублей для физлиц и до 500 000 рублей для юрлиц. При этом блогеры, по словам Россы Бланк, в основном пока еще не маркируют рекламу из-за слепых зон в законе: непонятно, как это правильно делать.

«В дальнейшем, когда система маркировки будет отлажена, возможно снижение блогерских гонораров за рекламу: компаниям-рекламодателям и агентствам придется закладывать в стоимость рекламы все затраты на документооборот, юристов, зарплату специалистов, которые передают сведения в реестр, и за обслуживание маркировки через специальных операторов. Сами блогеры тоже вынуждены будут потратиться: им придется брать в команду специалиста, который займется загрузкой рекламных креативов и отчетов по ним на площадку оператора. Кроме того, некоторые рекламодатели вообще приостановили рекламу через блогеров, потому что нарушать закон не хотят, а как правильно действовать по закону – не понимают», – пояснила Росса Бланк.

По ее мнению, к маркировке рекламы по всем правилам в итоге придут единицы,  а рынок серой рекламы вырастет. 

Руководитель российского подразделения партнерской сети Admitad Екатерина Бибик отметила, что у интернет-рекламы много разновидностей, у каждой есть свои аспекты работы, и вопросов по ним пока много.

«Так как на плечи блогеров ляжет дополнительный объем работы, мы ожидаем, что часть из них постараются передать ее на аутсорс, то есть начнут сотрудничать с рекламодателями не напрямую, а через посредников, которые возьмут на себя автоматизацию процесса передачи данных в ОРД. Такими посредниками могут стать биржи блогеров или CPA-сети. Также можно ожидать появления специализированных сервисов, которые будут помогать блогерам просто и быстро автоматизировать процесс передачи данных. Скорее всего, в долгосрочной перспективе поправки в закон о рекламе серьезно не повлияют на интерес рекламодателей к блогерскому сегменту. Социальные сети, видеохостинги и мессенджеры остаются перспективными каналами, и их влияние увеличивается с каждым годом. Однако переходный период может значительно увеличить сроки подготовки рекламных материалов, что негативно скажется на объемах блогерского сегмента на рекламном рынке. Им нужно будет менять не только новые, но и уже существующие креативы. Скажется ли это на уже подписанных контрактах, прогнозировать сложно. Мы можем ожидать дополнительное снижение интереса к блогерскому контенту начиная с марта 2023 года, когда РКН обещал начать штрафовать за неисполнение обновленного закона. Конечно, в переходный период будет много сложностей для всех участников рынка, но мы считаем, что в скором времени все участники рынка адаптируются к новым условиям», – рассказала Екатерина Бибик.

По словам операционного директора платформы по работе с блогерами Евгении Казаковой, опрос исследовательского агентства ResearchMe и платформы Perfluence, проведенный в сентябре, показал, что 83% респондентов доверяют блогерам, а 39% россиян хотя бы раз покупали что-то по совету инфлюенсера.

«В связи с текущими событиями, ростом цен и оттоком некоторого числа платежеспособных граждан в другие страны заметен общий спад покупательской способности и переход в режим экономии. Взбодрить продажи бизнеса могут блогеры. Это классный инструмент для органической рекламы. Тут стоит отметить, что спрос на селебов в 2022 году был пониженным из-за осторожной рекламной политики брендов и сокращения расходов на медийную активность. На данный момент больше доверия вызывают блогеры с аудиторией до 20 тысяч человек. И на это есть несколько причин. Дело в том, что крупные лица не создают в своих блогах такой ламповой и искренней атмосферы, которую можно найти в небольших аккаунтах. Несмотря на то, что заработок селебрити за одну рекламную интеграцию доходит до миллиона рублей, они не берут ответственность за результат. Да и пользователям сложно ассоциировать себя с ними, так как явная разница в доходах и стиле жизни сразу бросается в глаза», – пояснила Евгения Казакова.

Она отметила, что, согласно статистике от LiveDune, у крупных блогов с конца февраля упали охваты в сторис, а вот у маленьких блогов охват держится в норме или увеличился.

«В целом можно сказать, что на текущий момент никаких предпосылок к снижению интереса к контенту блогеров нет, скорее наоборот. Да, наличие маркировки снизит отклик на рекламные интеграции у блогеров, потому что реклама, которая раньше была незаметна пользователю, сейчас будет промаркирована. Однако и здесь определенного ответа нет, так как некоторые блогеры и до этого маркировали рекламу у себя в блоге, и это никак не спровоцировало отток подписчиков», – пояснила эксперт.

Роберто Панчвидзе, президент блогерского агентства INVITE (группа VK), отметил, что тренды задают платформы. Сейчас, по его мнению, это прежде всего YouTube, и любителям уже трудно завоевать аудиторию.

«Один из ключевых трендов, который мы видим на площадке, – это перенос удачных телевизионных шоу на платформы. В топе YouTube раньше главенствовал PewDiePie со своим разговорным жанром, обзорами и иногда низкобюджетными музыкальными роликами. Сейчас его потеснил Mr. Beast со сложным и трудозатратным контентом. В России мы немного опережаем события, и у нас уже давно в топе Влад Бумага, человек, который увидел тренд и очень быстро его развил, и такие мастодонты, как Medium Quality со своими вполне телевизионными форматами. Для любителей больше места нету: если раньше они хоть и были под угрозой, но у них было время, чтобы перестроиться и усложнить свой контент, то сейчас у них нет такой возможности. Сейчас единственный шанс захватить внимание аудитории – создать сильный перфоманс или использовать спецэффекты на постпродакшене. Выход какого-либо блогерского контента стал соизмерим с релизом телевизионного сериала или контента на платформе. Для липсинков, лайфстайла и танцев уже практически не осталось места. По рейтингу доверия мы видим, что аудитория больше доверяет актерам, телеведущим, музыкантам, людям, которые «мелькают» на ТВ и могут как-то верифицировать свои мнения или тот или иной продукт», – пояснил эксперт.

Заместитель проректора по исследовательской деятельности Университета «Синергия» Антон Стативка считает, что из-за санкций рискует пострадать в первую очередь развлекательная сфера, и прежде всего – производство цифрового контента.

«Если исходить из того, что, во-первых, санкции и ограничения с нами надолго, а во-вторых, мировую экономику в ближайшее время будет трясти, то с большими сложностями будет сталкиваться так называемая экономика развлечений. В этой связи все, что касается производства развлекательного цифрового контента, лично у меня вызывает скепсис: направление модное, у всех на слуху и с наглядными примерами успеха, но конкуренция за время и внимание потребителя (при уменьшении у этого потребителя ресурсов – как времени, так и денег – на потребление этого продукта) будет только нарастать», – пояснил Антон Стативка.

Однако Никита Шевляков, бизнес-аналитик, основатель интернет-агентства Future, разработчик сервисов и приложений, не разделяет этого мнения. Он отметил, что есть некоторые трудности, связанные с запретом на территории РФ ряда соцсетей, но это лишь один канал, уход которого по меркам интернета ничтожен, и если одни каналы коммуникации утрачены, то люди будут искать другие.

«Есть тренды, которые мы выделяем в финтехе, но на самом деле, они характерны почти для любого бизнеса. Например, геймификация сервисов – это тоже цифровой контент, тренд еще на десятилетие, который потом может просто перейти в метавселенные. Даже достаточно консервативные отрасли используют геймификацию, чтобы удерживать и владеть вниманием аудитории. Хочется отметить и еще одну тенденцию: цифровой контент скоро совсем может вытеснить физические носители. Несколько простых примеров: фотографии – это цифра, любое расписание теперь на экране смартфона и даже письмо Деду Морозу дети пишут по электронной почте. Как раз замена бумажных носителей на сервисы приводит к повышенному спросу на услуги заказной разработки», – пояснил Никита Шевляков.

По его словам, люди все еще охотно ищут ценные источники контента, которые сиюминутно решат их проблемы или удивят.


Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень 
Читайте РБК Тюмень в Яндекс.Новостях

Авторы
Теги