Пожароопасный бизнес: частные соцучреждения Тюмени страдают от нелегалов
В январе в поселке Боровском под Тюменью произошел пожар в частном доме престарелых, погибли 7 человек. После чего в регионе началась активная проверка частных пансионатов. В областной столице из-за нарушений пожарной безопасности закрыли приют «Новая жизнь» и частный пансионат на Широтной.
По мнению председателя комитета по образованию и социальному предпринимательству «Опоры России» Марины Бакулиной, в области, безусловно, есть проблемы с нелегальными домами престарелых. По закону, владельцы частных пансионатов для стариков, частных детских садов и других соцучреждений не обязаны заносить данные о своих заведениях в госреестр поставщиков социальных услуг. Владелец бизнеса в сфере соцуслуг может это сделать, но на добровольной основе. При этом проверяются на соответствие установленным требованиям только тех, кто есть в реестре.
Сегодня в реестре Тюменской области числится 86 социальных организаций, 23 из них – государственные и муниципальные, предоставляющие услуги по уходу за пожилыми и инвалидами с проживанием. Как считает эксперт, чтобы легальных пансионатов стало больше, федеральные и местные власти должны ввести программу поддержки социальных предпринимателей на деле, а не только в реестр их заносить.
«Бизнес в сфере социальных услуг вести непросто. И хотя статус социального предпринимателя уже появился в нашей стране, никаких дополнительных льгот и спецпрограмм он не дает, – поясняет Марина Бакулина. – Часто в социальное предпринимательство идут люди, которые не удовлетворены тем, как какую-то функцию выполняет государство, поэтому выполнение этой функции они берут на себя. Например, открывают частные сады, пансионаты для престарелых, создают оборудование для людей с инвалидностью. Обычно маржинальность у такого бизнеса небольшая, так что поддержка необходима».
По словам эксперта, в основном частные учреждения в сфере соцуслуг существуют в двух правовых формах – как ИП и как общественная организация. «В СОНКО можно получать гранты, а ИП может брать только кредиты», – поясняет она.
Марина Бакулина подчеркивает, что деятельность компаний, которая связана с жизнью и здоровьем людей, обязательно требует лицензирования в полном объеме. «Я не понимаю, почему до сих пор дают возможность существовать нелегальным пансионатам или детским садам, – говорит она. – Конечно, лицензия несет определенные затраты и трудности для владельца бизнеса. Плюс есть нестыковки в требованиях или излишние требования у контролирующих организаций. Все это нужно пересматривать и приводить к существующим реалиям».
Эксперт отмечает, те, кто пролицензирован, ежегодно подпадают под проверки и контроль, а кто не получает лицензию, они и не контролируются, т.е., по сути, создают риски. «Каждый раз, когда случается инцидент в нелегальных пансионатах, начинаются проверки в легальных. Хотя они и так вдоль и поперек проверены, – говорит она. – При этом нелегальные учреждения остаются в стороне, потому что зайти к ним могут только по жалобе, после ЧП или по решению суда».
Ранее МЧС России выступило с инициативой ужесточить ответственность за работу нелегальных домов престарелых. В ведомстве предлагают закрепить на законодательном уровне необходимость лицензирования учреждений, предоставляющих пожилым социальные услуги в стационарной форме, а также усилить меры ответственности при ведении данной деятельности в жилых домах.
Подписывайтесь на РБК Тюмень в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, Twitter и мессенджере Telegram.
Читайте также:
Хозяйку частного дома престарелых под Тюменью арестовали по делу о пожаре
В МЧС назвали возможную причину пожара в доме престарелых под Тюменью