Как открыть ИП: инструкция и рекомендации от экспертов

За два первых месяца 2025 года в Тюменской области было зарегистрировано 2,1 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП). Это на 16% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Об этом РБК Тюмень сообщил руководитель сегмента «Старт бизнеса» в Т-Бизнесе Дмитрий Трофимов. Всего на начало марта в регионе зарегистрировано 49,6 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Эксперт отметил, что получение статуса индивидуального предпринимателя дает возможность заключать договоры с юридическими лицами и участвовать в тендерах, в том числе выбирать оптимальную систему налогообложения и использовать упрощенные схемы учета. При этом сам процесс регистрации включает в себя множество нюансов, которые необходимо учитывать. О том, что необходимо учитывать при открытии ИП, РБК Тюмень рассказали эксперты.
Что нужно для открытия ИП
По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Оксаны Васильевой, прежде чем приступить к оформлению документов, нужно четко определить виды экономической деятельности ИП, которые будут осуществляться, поскольку эта информация будет указана в заявлении о регистрации и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
«Далее следует изучить доступные системы налогообложения и выбрать наиболее подходящую для вида деятельности, который планирует осуществлять ИП. Также необходимо ознакомиться с требованиями законодательства, регулирующего выбранный вид деятельности, включая лицензирование, сертификацию и другие обязательные требования», — рассказала Оксана Васильева.
Дмитрий Трофимов отметил, что выбор системы налогообложения зависит от предполагаемых доходов, расходов и специфики бизнеса:
- ОСНО (общая система налогообложения) подходит для крупного бизнеса и работы с НДС;
- УСН (упрощенная система налогообложения) — популярный вариант для малого бизнеса. Предприниматель платит 6% с доходов или 15% с прибыли. Но есть ограничения — доходы до 200 млн руб. в год и не более 130 сотрудников;
- АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения) — этот экспериментальный режим доступен только для компаний, чей доход не превышает 60 млн руб., а штат сотрудников — не более пяти человек, также у бизнеса не должно быть филиалов или обособленных подразделений;
- ПСН (патентная система) подходит для небольших бизнесов. Ограничения — доход не должен превышать 60 млн руб., а количество сотрудников — не более 15 человек;
- НПД (налог на профессиональный доход) подходит для самозанятых и ИП без сотрудников. Ставка 4% при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами. Доходы не должны превышать 2,4 млн руб.
Далее, по словам члена коллегии адвокатов «Диктатура Закона» Артема Багдасаряна, следуют этапы сбора, подачи и получения документов.
«Основные документы, необходимые для подачи: паспорт (копия всех страниц с отметками), заявление по форме Р21001 (заполняется на сайте ФНС или в спецпрограмме), уведомление о переходе на УСН (если выбрали «упрощенку», подается сразу или в течение 30 дней после регистрации) и квитанция об оплате госпошлины. Подать документы можно онлайн через Госуслуги, лично в отделении ФНС или МФЦ по месту прописки, а также почтой: заказным письмом с описью вложения», — прокомментировал Артем Багдасарян.
Оксана Васильева отметила, что после успешной регистрации индивидуальный предприниматель получает следующие документы: свидетельство о государственной регистрации, лист записи в ЕГРИП и уведомление о постановке на учет в налоговом органе. С этого момента ИП считается зарегистрированным и вправе начинать предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством.
Риски и ответственность при регистрации и деятельности ИП
«При регистрации и осуществлении деятельности в качестве ИП необходимо учитывать следующее: предприниматель обязан вести учет доходов и расходов, уплачивать налоги и сдавать отчетность в соответствии с выбранной системой налогообложения. Несоблюдение налогового законодательства может повлечь за собой штрафы и другие санкции. Также бизнесмен несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание», — рассказала Оксана Васильева.
Популярным направлением бизнеса в последние годы стала продажа товаров на маркетплейсах. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2024 году объем этого сегмента достиг 9 трлн руб., что на 41% больше по сравнению с предыдущим годом. Одной из причин такого роста является низкий порог входа: начать бизнес можно с капиталом от 50 до 500 тыс. руб. Тем не менее не всем предпринимателям удается успешно конкурировать на этом насыщенном рынке. О том, как с нуля начать торговать на маркетплейсах, продвигать свой товар и избежать распространенных ошибок, читайте в материале РБК Тюмень.