Тюменцам предлагают авто по бросовым ценам, а продают в разы дороже

В Тюмени автосалоны, не имеющие официального статуса дилера конкретных марок, рекламируют продажу новых автомобилей, озвучивая стоимость значительно ниже официально рекомендованной розничной цены производителей.
Так, автосалон на улице 50 лет ВЛКСМ на постоянной основе сообщает в новостных и городских пабликах и телеграм-каналах о распродаже Haval.
Например, Haval Jolion, входящий в десятку самых популярных авто в России (по данным агентства «Автостат»), на сайте автосалона предлагают от 760 тыс. руб., тогда как его официальная стоимость — 1,9 млн руб. за самую простую комплектацию 2024 года выпуска (2,7 млн руб. за топовую). Haval Dargo — от 1,7 млн руб. (официальный прайс за базовую комплектацию 2024 года выпуска — 2,8 млн руб.). При этом в рекламных постах цены отличаются: в марте Haval Jolion «в связи с распродажей» предлагался от 1,2 млн руб., в мае — от 935 тыс. руб.
Этот же автосалон (тот же самый адрес в Тюмени) по заниженным ценам распродает новые автомобили LADA. По данным сайта, Lada Vesta — от 718 тыс. руб., тогда как у официального дилера цена стартует от 1,2 млн руб. Lada Granta седан — от 351 тыс. руб., а официальный дилер предлагает от 750 тыс. руб.
В пресс-службе Haval РБК Тюмень сообщили, что данные автосалоны не являются официальными дилерами. В пресс-службе «Автоваза» на запрос не ответили.
Кроме того, аналогичные объявления по контенту и ценам на сайтах были замечены еще у нескольких компаний. Чтобы обезопасить себя от претензий, владельцы автосалонов мелким шрифтом указывают, что «данный сайт носит исключительно информационно-справочный характер и не является публичной офертой».
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области сообщили РБК Тюмень, что жалобы за последние полтора года в отношении данных компаний не поступали и проверки не проводились. Но в Роспотребнадзор обращения направлялись. В 2024-м и в начале 2025 года было получено 14 жалоб тюменцев на компании, продающие авто. В них в том числе указывалось на различную с заявленной стоимость товара.
«При рассмотрении обращений подтвердить различную стоимость автомобиля не представляется возможным, так как из представленных документов невозможно установить наличие предварительной договоренности о более низкой цене. В указанных случаях управление оценивает документы на предмет наличия иных нарушений прав потребителей, в том числе в части качества автотранспортного средства, предоставления информации о состоянии автомобиля», — рассказали РБК Тюмень в Роспотребнадзоре.
Блогер-юрист Андрей Подшивалов на своем канале рассказал о тюменских клиентах его компании, которые столкнулись с агрессивным маркетингом и приобрели машину вместо обещанного 1 млн руб. за 2,1 млн руб. По его словам, житель региона нашел объявление об авто на сайте салона, но покупку необходимо было оформить только в кредит. Клиент выбрал автомобиль и приехал на заключение договора.
«Супругу уводят за соседний стол. Мягко подводят к тому, что машины в наличии нет. Менеджер сообщил, что банк одобрил кредит на 2,5 млн руб. и предложил выбрать другую машину. Как вариант — Nissan Juke стоимостью 1,1 млн руб., но опять же на складе, привезут через три часа. Пока оформляли документы, машина так и не появилась. Мы говорим — нам уже некогда, давайте завтра. На что слышим в ответ, что акция действует только сегодня», — рассказал тюменец.
Акт приемки супруги подписывали, даже не осмотрев авто: менеджер предложил сделать это по фото. Когда были оформлены все документы, автомобиль так и не был выдан.
«Мы взяли кредит, а машину не получили, уехали домой. Успел сделать фотографии договора, давай читать. У нас автомобиль в итоге стоил 1,8 млн руб., а вместе с кредитом более 2 млн руб.», — пояснил покупатель.
По словам Андрея Подшивалова, в сумму кредита «зашили» КАСКО и многие дополнительные услуги. Дилер добровольно отказался расторгать договор, руководитель автосалона согласился на это только после привлечения юриста.
По мнению юриста Юрия Митина, когда речь идет о скидках на десятки процентов, стоит задаться вопросом — от какой цены эта скидка считается. Довольно часто указанные цены «до скидки» просто завышаются и не соответствуют действующим прайсам, а заявленная «распродажа» не подтверждается документально. В таких случаях можно говорить о признаках недобросовестной конкуренции и введения потребителя в заблуждение, что запрещено и по закону «О защите прав потребителей», и по Гражданскому кодексу РФ.
«Сами компании, которые размещают рекламу, могут не быть официальными дилерами, но стараются визуально «копировать» стиль коммуникаций бренда, размещая логотипы или фото автосалонов. Это уже может трактоваться как недобросовестное использование товарного знака и ввод потребителя в заблуждение относительно происхождения товара», — говорит эксперт.
Кроме того, он отметил, что, если цена после «скидки» действительно занижена до уровня, который не соответствует рыночной стоимости, и при этом речь идет о «новом автомобиле», это вызывает как минимум подозрение на недобросовестную рекламу. Закон «О рекламе» запрещает недостоверную информацию, в том числе о цене товара.
«Если потребитель приезжает в салон, а ему говорят, что такой цены нет, но есть другая комплектация за другие деньги, это уже можно трактовать как приманку, то есть заведомо ложную информацию ради привлечения внимания. Это нарушение» — говорит Юрий Митин.
Годом ранее прокуратура направила в суд дело в отношении мошенников автосалона «Вектор Авто», которые работали по похожей схеме. По данным следствия, после того как покупатели попадали в автосалон, на них оказывалось давление: их удерживали под надуманными предлогами — ожидание доставки автомобиля с удаленной стоянки, длительная подготовка документов и т. д. В итоге они подписывали договоры купли-продажи с условиями о применении к клиенту штрафных санкций и утрату его первоначального взноса в случае отказа от покупки. С июня 2020 года по август 2021 года пострадали 30 человек, общий ущерб оценен более чем в 11 млн руб.