Перейти к основному контенту
Авторынок ,  
0 

Лизинг в Тюменской области бьет рекорды по спросу на авто и технику

О трендах 2023 года, поддержке и льготах для предпринимателей, а также о влиянии ключевой ставки на отрасль рассказали эксперты сферы лизинга
Фото: Дина Трушникова / РБК Тюмень
Фото: Дина Трушникова / РБК Тюмень

В первом полугодии 2023 г. сфера лизинга показала рекордный рост как на легковой и грузовой транспорт, так и на строительную технику и производственное оборудование. Зачастую речь идет либо о расширении бизнеса, либо о развитии новых направлений в части импортозамещения. О том, как лизинговые компании справляются с высоким спросом, какие субсидии и льготы предлагают тюменским бизнесменам и как решают проблемы с дефицитом, рассказали эксперты сферы на онлайн-конференции «Лизинг. Новые возможности», организованной РБК Тюмень.

Тренды спроса

В компании «ТАЛК лизинг» со 100-процентным участием правительства Тюменской области отмечен рост спроса практически по всем направлениям: по легковому транспорту — на 605%, по грузовым авто — на 227%, по дорожно-строительной технике — на 130%, по производственной технике — на 60%, по оборудованию для пищевой промышленности — на 100%, на 326% выросли запросы, попадающие в категорию «прочее», это разовые покупки, например, цифровые экраны.

Ольга Хван, директор по развитию компании «ТАЛК лизинг»
Ольга Хван, директор по развитию компании «ТАЛК лизинг»

«Мы очень много отработали с производственным оборудованием, видим, что предприниматели плотно занялись вопросами импортозамещения. Чтобы сократить потери, производители приобретали оборудование для выпуска тех комплектующих, которые раньше заказывали из-за рубежа. Очевиден спрос на грузовой автотранспорт, дорожно-строительную технику и оборудование для нефтяной отрасли», — прокомментировала Ольга Хван, директор по развитию компании «ТАЛК лизинг».

Лизинг в Тюменской области бьет рекорды по спросу на авто и технику

Беспрепятственные поставки для лизинговых компаний Тюмени осуществляются из семи стран: Турция, Китай, Казахстан, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Киргизия. Из других стран поставки возможны, но с длительным сроком.

Коллегу поддержала и Юлия Сербулова, директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Тюмени:

Юлия Сербулова, директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Тюмени
Юлия Сербулова, директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Тюмени

«Видим рост автолизинга, в том числе рекордный спрос на грузовые авто. Сохраняется высокая потребность и в промышленном оборудовании. В сегменте дорожно-строительной техники за первое полугодие 2023 года мы в целом по компании выросли на 45,8%, в сравнении с аналогичным периодом 2022 г., портфель достиг 11,6 млрд руб. Чаще всего приобретают экскаваторы, погрузчики, автобетоносмесители, катки. По автолизингу в легковом сегменте рост компании составил 83%, по грузовому транспорту — 133%. Также существенную долю нового бизнеса занимает оборудование. И тут огромную роль играет импортозамещение: даже те клиенты, которые не планировали развивать производство, сейчас активно включаются в процесс, модернизируют мощности, осваивая абсолютно новые сегменты».

Общую тенденцию подтвердила Анастасия Ротарь, региональный директор по УрФО компании «Интерлизинг»:

Анастасия Ротарь, региональный директор по УрФО компании «Интерлизинг»:
Анастасия Ротарь, региональный директор по УрФО компании «Интерлизинг»:

«Прирост в объеме продаж наблюдаем по всем направлениям, ярко выраженный рост в сегментах грузовой и спецтехники, оборудования (+200% при сравнении шести месяцев 2023 и и аналогичного периода прошлого года). Высокомаржинальным остается и сегмент производственного оборудования. Объем по итогам первого полугодия составил почти 6,5 млрд руб., что более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели прошлого года».

Рекордный рост спроса в автолизинге вызвал уход иностранных брендов с российского рынка. Об этом рассказал Андрей Андрухович, ведущий менеджер по лизингу тюменского представительства компании CARCADE:

Андрей Андрухович, ведущий менеджер по лизингу тюменского представительства компании CARCADE
Андрей Андрухович, ведущий менеджер по лизингу тюменского представительства компании CARCADE

«Общий прирост лизингового портфеля в количественном отношении за первое полугодие составил 119% относительно аналогичного периода прошлого года. Спрос не снизился, на смену европейским производителям пришел китайский автопром. В целом, доля профинансированных транспортных средств из Поднебесной в 2021 году в компании составляла 5%, в 2022 году — 17%, по итогам первых шести месяцев 2023 года — уже 41%. Сюда входит и легковой, и грузовой транспорт, и специальная техника. Если анализировать продажи авто китайского производства в Тюменской области за шесть месяцев 2023 г., самыми динамичными стали легковой и коммерческий сегменты:

доля китайцев-«легковушек» выросла с 8% до 29%, а в грузовом транспорте, к которому относим тягачи и прицепы, их доля поднялась до 31%, имея в прошлом году всего 3%».

Спецпрограммы и льготы для предпринимателей

По словам спикеров, высокий спрос — не показатель того, что цены растут и нет спецусловий. Наоборот, компании-производители техники и оборудования готовы предоставлять лизингополучателям льготы.

«При партнерских отношениях напрямую с дистрибьюторами, бренды делают интересные предложения для клиентов. Например, скидки на лизинг до 22% на легковой автотранспорт китайских автопроизводителей: Geely, Exeed, Omoda, Chery и прочие. Также в сотрудничестве с официальными поставщиками спецтехники мы предлагаем эксклюзивные программы финансирования, предоставляющие дополнительные субсидии на авансовый платеж. Размер субсидии в настоящее время может достигать 10% от розничной цены», — рассказывает Андрей Андрухович

Льготы от производителей использует в своей работе и компания «Балтийский лизинг»:

«Поставщики зачастую готовы предлагать индивидуальные условия. Скидка на легковой транспорт может достигать до 22%.

Есть и государственные программы, например, субсидия Минпромторга на колесную технику помогает предпринимателям получить до 10% от стоимости техники. Действует и аналогичная субсидия на отечественные электрокары», — прокомментировала Юлия Сербулова.

О государственных программах рассказала Ольга Хван: «Фонд развития предпринимательства предоставляет предприятиям, которые хотят заниматься расширением бизнеса или созданием нового, связанного с приобретением оборудования, займ от 1 до 3% годовых. Этим займом можно покрыть до 45% от стоимости, а все остальное предоставляется в лизинг, 50% на коммерческих условиях, 5% — собственные средства лизингополучателя.

Работает и 105 постановление, предлагающее субсидию для всех промышленных предприятий, не только малому и среднему бизнесу. Максимальная субсидия, которую можно получить — 25 миллионов рублей, она закрывает до 50% от стоимости предмета лизинга.

В рамках этого постановления мы получаем много заявок, покупатели готовы оплачивать 49% от стоимости, а далее самостоятельно заниматься получением субсидий. Еще одна программа для малого и среднего бизнеса — от гарантийного фонда, когда мы под поручительство фонда предоставляем возможность получить сниженный авансовый платеж».

По словам Анастасии Ротарь, регионального директора по УрФО компании «Интерлизинг», льготные условия, как правило, касаются предоставления субсидий Минпромторга, а также региональных субсидий (в частности, в Тюменской области есть поддержка по лизингу оборудования). Дополнительно со своей стороны лизинговые компании постоянно обновляют и расширяют список партнеров-поставщиков, готовых на предоставление лизинговых скидок по своим продаваемым маркам.

Лизинг на оборудование б/у также популярен, в 2022 году банки пошли навстречу лизингополучателям и начали выдавать деньги на такое оборудование. Высокий процент одобрения у объектов возрастом до трех лет. По словам экспертов, со временем будет все сложнее получить капитал на такое приобретение, потому что б\у оборудование европейских производителей, завезенное в Россию, стареет год от года.

«Немного другая ситуация со строительной техникой, задействованной в суровых условиях севера. Там работает тяжёлая строительная техника, проверенная временем. Это японские и американские бренды. Отрасль перестраивается, использует оборудование, прошедшее капитальный ремонт. У нас есть предприятия, которые могут восстановить до 90% сложных гусеничных механизмов. А вот китайским производителям пока относятся с некоторым, но это, скорее, из-за короткого опыта использования», — прокомментировала Ольга Хван.

Проблемы отрасли

С проблемами логистических цепочек и длительных поставок, которые возникали в отрасли в 2022 году, отрасль практически справилась, но высокий спрос обострил другие вопросы. Так, по словам представителя компании CARCADE Андрея Андруховича, в автолизинге есть две основные проблемы, которые имеют краткосрочный эффект. Первая — это недостаточные объемы поставок автомобилей от производителей. Вторая — большая нехватка свободных автовозов, из-за чего ограничены возможности перевозки большего количества автомобилей со спецавтостоянок в автосалоны для локального наличия.

О том, что слом рынка, связанный с уходом привычных и известных всем производителей и поставщиков, сейчас заполняется, рассказала Анастасия Ротарь. Это и параллельный импорт, и азиатские производители.

«Одна из ключевых проблем при этом — отсутствие «новой» стабильности на этом рынке, товары продают и перепродают, условно говоря, «все подряд», не всегда являясь при этом официальными надежными дистрибьюторами, не всегда предоставляя гарантии, не всегда соблюдая сроки и условия поставки. Соответственно, это чревато рисками в лизинговых проектах», — пояснила Анастасия Ротарь.

«Помимо перечисленного, мы сталкиваемся с барьерами в образе мышления. Те, кто давно ведут бизнес и привыкли работать с техникой определенных брендов, не всегда готовы оперативно переключиться на новое имущество. При этом китайской техники сейчас больше, она завоевывает рынок, даже если пока не все к этому готовы. Менеджерам лизинговых компаний необходимо быть экспертами и в привычных, и в новых брендах, чтобы суметь предложить клиенту необходимые аналоги и объяснить их преимущества», — пояснила Юлия Сербулова.

Ольга Хван поддержала коллегу:

«Иранские, китайские, индийские производители будут в приоритете в ближайшие 5-7 лет. И те, кто сможет это осознать быстрее остальных, так же быстрее прочих сможет перестроиться и идти вперед».

Зависимость от ключевой ставки

Ключевая ставка напрямую влияет на договор лизинга. Центробанк повысил ее до 12%. По словам Ольги Хван, директора по развитию компании «ТАЛК лизинг», некоторые предприниматели приостановили решения по сделкам. Они просчитывают экономический эффект, чтобы сделать взвешенный шаг.

«15 сентября планируется очередное заседание Центробанка, и у многих клиентов встает вопрос об очередном повышении ключевой ставки. И тут предприниматели разделились на два лагеря. Одни планируют быстрее «зафондироваться», приобрести, пока товар есть в наличии. Другие, особенно те, кто запускает новое направление или расширяет бизнес, берут паузу», — говорит Ольга Хван.

При этом Андрей Андрухович пояснил, что большинство клиентов не приостановили свою деятельность и не отказались от намерения приобрести новый автомобиль. Более того, большинство осознает, что цены будут только расти. Поэтому условия оформления транспорта по высоким ставкам, но фиксированным ценам, в моменте кажутся более предсказуемыми, чем ожидание изменения ставки при активном росте стоимости транспорта.


Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень
Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 2 марта
EUR ЦБ: 98,72 (+0,18)
Инвестиции, 01 мар, 17:16
Курс доллара на 2 марта
USD ЦБ: 91,33 (+0,49)
Инвестиции, 01 мар, 17:16
Все новости Тюмень
Председатель ОБСЕ посетит Молдавию для обсуждения Приднестровья Политика, 01:47
В Гаити произошла стрельба во время нападения на главную тюрьму. Видео Политика, 01:23
Times сообщила о возможности России отследить поставки ракет на Украину Политика, 01:21
Орнелла Мути и ее дочь приехали на Московскую неделю моды Общество, 01:09
МИД Мексики опроверг слухи о намерении вступить в БРИКС Политика, 00:48
Зеленский назвал ситуацию на границе с Польшей вышедшей за пределы морали Политика, 00:32
Бундесвер будет контролировать небо над Эстонией, Латвией и Литвой Политика, 00:25
РБК Диалоги с Татьяной Бакальчук и Ольгой Наумовой
Не только женский бизнес: новые идеи, управление, масштабирование
Участвовать
CNN узнал, когда республиканцы могут одобрить выделение Украине $60 млрд Политика, 00:05
Аналитики назвали 2024 год для банков периодом «после золотой лихорадки» Финансы, 00:00
Челябинский комбинат Юрия Антипова предложили передать в «Ростех» Бизнес, 00:00
Вучич не исключил отправку западных войск на Украину Политика, 03 мар, 23:56
Жители Ленобласти увидели в небе северное сияние Общество, 03 мар, 23:43
Фицо попросил посла Британии объяснить, зачем Джонсон помешал переговорам Политика, 03 мар, 23:22
Канада ввела санкции против начальника колонии, где умер Навальный Политика, 03 мар, 23:05