Перейти к основному контенту
Тюмень ,  
0 

Александр Анащенко: Как меняются рынок и один из главных банков страны

Фото: Виктория Ющенко
Фото: Виктория Ющенко

Ситуация в банковской отрасли после затяжного кризиса начала стабилизироваться: число выданных займов растет. Один из крупнейших игроков рынка — Сбербанк, работники которого в ноябре отмечают профессиональный праздник, — не только финансирует приоритетные проекты Тюменской области, но и активно кредитует население. Каким будет 2018 год для экономики, стоит ли ждать дефолта, что будет со ставками на ипотеку и как дети могут повлиять на работу кредитного учреждения, РБК Тюмень рассказал председатель Западно-Сибирского банка Сбербанка Александр Анащенко.

— Александр Григорьевич, Сбербанк финансирует приоритетные проекты Тюменской области. Среди них сферы IT, биотехнологии, нефтегазовый кластер, производство строительных материалов, биохимия, медицина и рекреация. Как идет работа в этом направлении?

— Если говорить о конкретных проектах, то в текущем году мы профинансировали реконструкцию птицефабрики «Боровская», а это более 2,9 млрд рублей. У нас есть обязательства перед Агентством по ипотечному жилищному кредитованию региона (АИЖК) в части строительства школы в Тюмени. Заключили сделку с АО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания», благодаря которой был обновлен автобусный парк в Тюмени и появился первый в городе электробус.

Кроме того, мы продолжаем финансировать наших клиентов в жилищной отрасли. Так, на отрасль строительства в текущем году было выделено 14,7 млрд рублей или 26% от совокупного объема кредитования в банке.

Также мы работаем с клиентами, которые уже вышли за регион. Это, например, компания «Брусника». Финансируем строительство жилого квартала в Подмосковье.

В течение года были реализованы две сделки в рамках программы Минэкономразвития на полмиллиарда рублей. Кроме этого, у нас есть отдельное соглашение с Тюменской областью, где основной акцент сделан на инфраструктурных проектах.

Задача в 2018 году достаточно сложная и амбициозная — увеличить объемы финансирования корпоративных клиентов не менее чем на 15%.

Фото: Виктория Ющенко

— Как достичь этого?

— Мы активно меняем бизнес-процессы по выдаче кредитов. Это и уменьшение объема документов, которые предоставляются в банк, и сокращение сроков рассмотрения за счет упрощения внутренних корпоративных процедур. За счет этого, думаю, и произойдет увеличение объемов.

У нас существенно снижены ставки по вновь выдаваемым кредитам. Процентная ставка определяется индивидуально в зависимости от финансового положения предприятия, срока и цели привлечения заемных средств, обеспечения кредита. Особые условия действуют в рамках госпрограмм льготного кредитования и субсидирования. Так, по программе поддержки предприятий АПК, реализуемой совместно с Минсельхозом РФ, льготная ставка по кредиту составляет не выше 5% годовых. По программе субсидирования Минэкономразвития средний бизнес может привлечь кредит на инвестиционные цели по льготной ставке до 9,6% годовых, малый бизнес — до 10,6%.

Фото: Виктория Ющенко

— Как вы уже сказали, у вас кредитуются крупные компании. Какие у вас в этой части ожидания на следующий год? Нет ли опасений, что будут истории аналогичные той, что была с «Тюменьстальмостом» (предприятие по иску банка было признано банкротом)?

— У нас есть градация клиентов: микро, малые, средние, крупные и крупнейшие. Клиенты с выручкой свыше 30 млрд рублей в год относятся к крупнейшим. В основном это предприятия нефтесервисной и нефтегазовой отраслей. Объем кредитного портфеля у данных организаций в нашем банке превышает 250 млрд рублей.

На 2018 год в проработке находятся проекты еще на 140 млрд. Конечно, еще не факт, что они состоятся в следующем году. Это сложно структурированные сделки, которые рассматриваются и согласовываются длительное время, но планы такие есть.

Что касается кейса, который произошел с «Тюменьстальмостом», то мы не застрахованы от мошеннических действий клиентов и в будущем. Они будут, но нас это не пугает. Периодически появляются кредиторы, у которых сложная экономическая ситуация, но мы всегда предлагаем варианты решения сложившейся проблемной ситуации.

У нас есть примеры тюменских компаний, которым мы помогли спасти бизнес из преддефолтного состояния. Банк делал «Тюменьстальмосту» несколько предложений, рассматривал варианты реструктуризации долга, но клиент от них отказался. Естественно, мы вынуждены были подать на банкротство предприятия, чтобы защитить интересы наших вкладчиков и их деньги.

— Иски о банкротстве в отношении клиентов — это крайняя мера?

— Конечно. Всегда можно найти конструктивный вариант, который защищает интересы банка, минимизирует риски и в то же время позволяет клиенту развиваться и решать свои финансовые проблемы.

Фото: Виктория Ющенко

— В связи с подобными историями, намерен ли банк ужесточить политику при одобрении коммерческих кредитов?

— Ничего подобного мы не планируем. Наоборот, как я уже говорил, мы пытаемся упростить процесс получения кредита, сбора документов, уменьшить время рассмотрения. Мы позитивно смотрим в 2018 год. Я уверен, что никаких глобальных коллапсов, серий дефолтов, падений целых отраслей экономики не случится.

— Представители разных банков отмечают, что с начала года в целом растет количество взятых кредитов. У вас данная тенденция наблюдается?

— Такая тенденция однозначно есть. Например, с начала текущего года частные клиенты взяли более 200 тысяч кредитов (потребительских и жилищных) на общую сумму порядка 85 млрд рублей. Это на 22% больше показателей прошлого года.

— Какое направление кредитования сегодня является основным и почему?

— Большой популярностью пользуются потребительские кредиты. С начала текущего года выдано 176 тыс. кредитов на сумму около 40 млрд, это на 13% больше предыдущего периода. При этом приоритетным направлением для нас является ипотека. В 2017 году в Западно-Сибирском банке мы выдали данный кредит 25 тысячам семей на сумму свыше 45 млрд, увеличение составило 31% к показателю прошлого года. Кроме того, в октябре удалось достичь рекордной выдачи жилищных кредитов — 7,3 млрд рублей, что на 80% превышает среднемесячные показатели четырех предыдущих лет.

Что касается корпоративных клиентов, то в этом году мы заключили 4,5 тыс. договоров на сумму 212 млрд рублей. Этот показатель уже превышает объемы выдачи за весь прошлый год.

Фото: Виктория Ющенко

— При такой активности граждан и бизнеса, как обстоят дела с просрочкой?

— Не могу сказать, что она совсем отсутствует, но судите сами — просроченная задолженность розничных клиентов в целом по банковской системе России равна 7,7%, у нас в Западно-Сибирском банке — 3,2%. По корпоративным клиентам мы наблюдаем примерно такую же ситуацию.

Рынок ипотеки стремительно растет, и тенденция усилилась после того, как Сбербанк стал снижать ставки. А дальнейшего падения ставок стоит ждать?

— Дать однозначный ответ на этот вопрос я вам, к сожалению, не смогу. Все будет зависеть от состояния рынка и от тех трендов, которые задаст Центробанк. В любом случае Сбербанк в каждой ситуации предлагает рынку оптимальное решение в части ставок.

— Премьер Дмитрий Медведев говорил, что «состояние российской экономики позволяет двигаться по пути снижения ипотечной ставки до 6-7%». Когда мы сможем взять ипотеку под такой процент?

— Если говорить в целом про стоимость кредитов и про то, как ее формируют банки, то нужно учитывать несколько критериев: стоимость денег на рынке, плату за риск и маржу, которую получает сам банк. В нашем случае маржа минимальная, плата за риск также незначительная. Основная стоимость кредита обуславливается стоимостью денег, которые мы привлекаем.

Но у нас уже сегодня есть интересные ставки по ипотеке — от 7,4% на первичное жилье, от 8,6% на вторичную недвижимость. Как я уже говорил, исходя из роста выдачи ипотечных кредитов, количество клиентов, которые могут взять ипотеку на этих условиях, очень большое. Кроме этого мы рефинансируем ипотеку других банков от 9,5%.

Фото: Виктория Ющенко

— Александр Григорьевич, в связи с изменением ситуации на рынке (отзывом лицензии у «Югры» и санацией «Открытия») именно для вашего банка появились какие-то новые перспективы в регионе присутствия?

— Мы реализуем собственную стратегию развития безотносительно того, что происходит с отдельными банками. Наши планы никак не связаны с этой ситуацией и определяются стратегией банка. Однако отзыв лицензий у ряда банков увеличил приток как корпоративных, так и розничных клиентов, желающих открыть счета и вклады.

Ключевым показателем оценки эффективности и надежности банковского бизнеса является отношение доходов к расходам. Мы оптимизируем наши процессы и издержки для того, чтобы стать самым эффективным банком в мире. Мы действительно строим лучшую в мире финансовую компанию. Это не просто фраза из нашей стратегии, эту цель разделяет многотысячная команда банка.

— Крупные компании, а Сбербанк, безусловно, в их числе, сегодня все чаще готовы реализовывать социальные проекты. Один из них — «Бизнес класс» — программа развития бизнеса от Google и Сбербанка для микро- и малых предпринимателей в реальном секторе экономики. Как идет реализация проекта?

— Это отличный проект! В конце сентября стартовало обучение, которое включает в себя видеоуроки, тесты, практические занятия, вебинары и общение с высококлассными экспертами. В Западной Сибири на программу зарегистрировалось 32 тысячи участников, и это самый высокий показатель среди субъектов России, где реализуется проект. На днях мы провели в Тюмени и Омске первые очные модули для предпринимателей, где они создавали абсолютно новый товар, используя методы исследования потребителей и дизайн-мышление для совершенствования своих бизнес-моделей.

— Анализировали, с чем связана такая активность именно в наших регионах?

— По моим ощущениям бизнес юга Тюменской области не инертный, а проактивный. Наши предприниматели очень активно участвуют в программах обучения и других наших активностях, с удовольствием осваивают новые знания и интересуются тенденциями.

Фото: Виктория Ющенко

— Для бизнесменов это бесплатная программа. А ваши затраты каковы? И как оцениваете отдачу от проекта?

— Сложно однозначно оценить затраты на проект, так как организаторами выступают совместно Google и Сбербанк. При этом Google стал оператором программы, обобщив внутри себя опыт предпринимательства по всему миру. Со своей стороны Сбербанк имеет огромную базу клиентов, которым интересно развитие.

О результатах судить пока рано. Сейчас нам важно, чтобы максимальное количество зарегистрировавшихся предпринимателей прошли обучение полностью. Это станет серьезным толчком для того, чтобы количество компаний в области увеличивалось и за счет этого создавались новые рабочие места, росла налогооблагаемая база.

— Банк все больше внимания уделяет молодому поколению. У вас есть проект по развитию эмоционального интеллекта в школах. Наряду с Москвой, Тюмень стала городом, где прошла апробация этой образовательной программы. Почему выбор пал на юг «матрешки»?

— Не Москва, а именно Тюмень — первый город в стране, в котором школьники начали обучаться эмоциональному интеллекту. Вы, наверняка, знаете, что такое эмоциональный интеллект. Это способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, управлять ими.

Наивысшую важность имеет работа с эмоциональным интеллектом подрастающего поколения. Наш проект как раз призван заложить фундамент знаний и сформировать соответствующие навыки у детей со школьной скамьи. Мне пришла эта идея в голову даже не как управленцу, а как отцу троих детей. Общаясь со своими детьми, я понимаю, как важно с самого раннего детства воспитывать в них осознанность и способность управлять эмоциями. Это невозможно сделать только родителям. Школа также должна участвовать в данном процессе.

Первый эксперимент прошел в школе, где учится мой старший сын. Я по собственной инициативе пригласил тьюторов на обучение учителей данной методике, а уже весной 2017 года при поддержке правительства Тюменской области и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» 98 педагогов Тюмени прошли обучение и получили международный сертификат Европейской ассоциации культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов. С октября тюменские педагоги начали занятия по данной программе в 10 школах-участниках проекта.

Фото: Виктория Ющенко

— Что в итоге ребенок получит от данных практик?

— Ребенок будет четко идентифицировать свои эмоции, проще общаться, адаптироваться, научится выходить из кризисных ситуаций, даже больше — не попадать в них. С такими навыками мы вырастим людей, склонных к счастью. Поверьте, люди, которые обладают высокоразвитым эмоциональным интеллектом, гарантированно более счастливы.

— Еще один проект банка — внедрение 3D-технологий в образовательный процесс — существует уже несколько лет. Довольны результатом?

— Проект успешно развивается. За прошедшие три года более 40 школ Западной Сибири были оснащены 3D-принтерами, мы обучили педагогов и внедрили данные технологии в школьные программы. Два года подряд в области проходят соревнования роботов. Также мы впервые в регионе провели «Кубок РТК», где соревнуются юные инженеры по робототехнике и 3D-инженерии.

— Глава Сбербанка Герман Греф, говоря о наиболее перспективных технологиях, на развитие которых следует делать ставку банку, назвал три. Это искусственный интеллект, блокчейн, робототехника. А что отметили бы вы, как идет процесс внедрения этих технологий у вас?

— Я абсолютно согласен с Германом Оскаровичем. Искусственный интеллект — очень перспективное направление развития технологий. В Сбербанке этому уделяется большое внимание. В частности, много предодобренных кредитных решений для наших клиентов, истребование просроченной и дебиторской задолженности делается посредством искусственного интеллекта. Сейчас ведутся разработки по автоматической подготовке заключений в суды.

Развивается и робототехника. В Ростове и Самаре в Сбербанке сейчас пилотируется проект по полной роботизации кассовых центров. В ящик сгружаются инкассаторские мешки с деньгами, а дальше робот открывает их, достает деньги, пересчитывает, сортирует. Думаю, такая технология будет тиражирована по всей стране после того, как пилоты завершатся.

Если говорить о блокчейне, то Сбербанк входит в множество международных и российских ассоциаций по разработке различных проектов на базе этой технологии. Например, она очень эффективна в факторинговых сделках. С помощью данной технологии мы выстраиваем документооборот с органами государственной власти (ФАС, ФНС, ФТС и Министерством здравоохранения).

Фото: Виктория Ющенко

— В Сбербанке активно обсуждают внедрение новых технологий. Но до сих пор у части населения этот финансовый гигант ассоциируется с очередями, сбоями в системе, бюрократическими проволочками. Как будете переубеждать людей?

— Я считаю, что очереди мы практически победили. У нас менее 10% клиентов ждут услугу более десяти минут. Безусловно, есть еще зоны для развития, но больше с точки зрения оптимизации внутренних бизнес-процессов.

Чтобы у наших клиентов не оставалось негативных впечатлений от банка, нужно просто делать сервисы лучше и доступнее. Мы над этим работаем, и количество клиентов, которые к нам приходят, подтверждает, что мы движемся в правильном направлении.

— Криптовалюта уже несколько месяцев одна из популярных тем. У Грефа есть биткоины. А у вас?

— У меня нет криптовалюты. Она не входит в мою инвестиционную стратегию.

— А как вы оцениваете себя в качестве руководителя. Какие личные качества вам помогают управлять банком? Какие мешают?

— Умеренный перфекционизм и небезразличие к деталям помогает мне быть достаточно эффективными. Правда, тот же перфекционизм мне иногда и мешает.

— Александр Григорьевич, можно ли сказать, что вы до сих пор учитесь управлять?

— Конечно. Я несколько раз в неделю занимаюсь английским языком и скорочтением. Это можно сказать не только обо мне. Все сотрудники банка постоянно получают новые знания. Работает корпоративный университет, виртуальная школа, где есть множество тренингов и образовательных программ для всех уровней сотрудников. Помимо программ, которые есть в нашем корпоративном университете, мы регулярно приглашаем интересных спикеров. На этих тренингах вместе с нами учатся наши партнеры и клиенты.

Фото: Виктория Ющенко

— Какой главный эффект от самообразования и инвестиций в сотрудников вы видите для банка?

— Задача одна — быть успешным. Для этого нужно работать над собой. Все проблемы и все решения внутри нас, а обстоятельства, на которые мы иногда ссылаемся, лишь отговорки.

Недавно прочитал интересную цитату Брайана Трейси: «Человек вместо того, чтобы пользоваться своим интеллектом для выхода из тупика, прикладывает всю свою энергию для создания в этом тупике комфортных условий». Главное — не обживать свой тупик. Если ты не движешься вперед, то та точка, в которой ты находишься, рано или поздно станет тупиком.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 15 января
EUR ЦБ: 106,25 (+1,39)
Инвестиции, 14 янв, 18:11
Курс доллара на 15 января
USD ЦБ: 103,44 (+0,73)
Инвестиции, 14 янв, 18:11
Все новости Тюмень
Суд арестовал напавшего с ножом в аэропорту КрасноярскаОбщество, 08:27
Росавиация перечислила нарушения, из-за которых повредили 6 самолетовОбщество, 08:22
Путин поручил рассмотреть вопрос о сроках давности при деприватизацииЭкономика, 08:08
Что уход Трюдо и угроза торговой войны с США значат для экономики КанадыPro, 08:02
Юристы оценили выгодность ставок НДС для бизнеса на «упрощенке»Экономика, 08:00
Суд отказался передать «Кубань» виноделамВино, 08:00
«Аэрофлот» отменил рейс из Стамбула в Москву по техническим причинамОбщество, 07:57
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
На Маска подали в суд из-за «недоплаты» $150 млн при покупке TwitterПолитика, 07:48
Минобороны сообщило о перехвате трех дронов над Россией за ночьПолитика, 07:33
Аналитик оценил долю «лишней» льготной ипотекиФинансы, 07:30
Ставки заимствования по юаням стали отрицательными из-за профицита валютыИнвестиции, 07:30
В Иране предупредили об ответе в случае удара по ядерным объектамПолитика, 07:18
Мишустин заявил, что Россия смогла адаптироваться к санкциямЭкономика, 07:06
Эксперты назвали способ добиться снижения заболеваемости ВИЧ в РоссииОбщество, 07:02